Самара, снег. Запасливые водители извлекают из багажников лопаты. Владельцы малолитражек с грустью в глазах оставляют дома ключи и топают на автобусную остановку. Но машинам, которые приехали на очередной тест-драйв 63.ru, заснеженные трассы мегаполиса не страшны. В «пампасы» эти машины тоже можно смело отпустить. Однако в качестве «снегоболотохода» использовать все-таки не стоит. В сегодняшнем тесте участвуют городские кроссоверы KIA Sportage, Opel Antara, Mazda CX-9 и Volvo XC60.
Первым испытанием для наших «подопечных» стало соревнование в фигурном катании. Со включенными системами стабилизации машины уверенно проехали по льду катка на стадионе «Динамо» и выстраиваются в ряд. Но прозвучала команда отключить все вспомогательные системы, и кроссоверы начали нарезать восьмерки на льду. Mazda, несмотря на габариты бегемота, изящно выруливала, лишь периодически виляя хвостом. А вот Opel сразу же устроил ледовый фейерверк. KIA, которая сперва показалась слишком флегматичной, на втором круге разогрелась и начала выполнять двойной полицейский разворот практически на одном месте. Volvo со свойственным скандинавам спокойствием долго не поддавался на наши провокации. Ведь в этой машине даже после отключения систем стабилизации и курсовой устойчивости нельзя вволю покуражиться. Шведская «защита от дурака» автоматически включает помощь водителю, если понимает, что машину заносит. Это позволило «шведу» сделать «Мазду» и в следующем упражнении, известном водителям под названием «светофор».
Завывая битурбинным 2,4-литровым дизелем, словно идущий на взлет авиалайнер Volvo как минимум на полкорпуса обходил гораздо более мощного 3,7-литрового «японца», беспомощно шлифовавшего колесами лед. Но стоило включить все системы помощи, как стало ясно, что даже дизельные 163 «лошади» Volvo не могут угнаться за 277 «кобылицами» Mazda. Во второй паре фаворита определить сложнее: Opel, конечно, помощнее, но и KIA не собирался сдаваться. Конечно, справиться c 249 скакунами под капотом «немца» 150 «пони» «Спортэйджа» получалось не всегда, но небольшой вес KIA периодически позволял ему вырваться вперед.
Третьим выступлением «танцев кроссоверов на льду» стала русская народная забава под названием «змейка». И тут выделить явного лидера не получилось: все машины уверенно лавировали между конусами. Раскрутить кроссоверы удалось только инструктору школы контраварийной подготовки Drive. Причем сразу все.
Город
Настоящая стихия этих машин, несмотря на внедорожные размеры, все-таки город. Недаром все представленные на тест кроссоверы оборудованы автоматическими коробками передач. Включаем системы стабилизации и едем по указателям «Выход в город». В самарской пробке ярче всех выделяется Mazda – своими габаритами и агрессивной «мордой». Подрезать такую не рискнул даже...троллейбус. Впрочем, оригинальной внешностью отличается и Antara. Правда ассоциации возникают сначала с грузовиком, а потом уже с новым фирменным стилем «Опеля». Дизайн Volvo более спокойный и больше подходит офисному сотруднику в костюме и пальто. А вот в KIA одинаково смотрятся и клерк, и сноубордист, и симпатичная драйверша.
Выезжаем со стадиона и упираемся в пробку. Пока мы медленно ползем по Мичурина, осматриваемся в салоне.
Внутри «Мазды» ожидаемо просторно – такую машину вряд ли стоит рекомендовать лицам, страдающим боязнью открытых пространств. Багажник – мечта любителей транспортировать мешки с картошкой в промышленных масштабах. А если сдвинуть задние сиденья, то в багажном отделении можно вытянуться даже человеку ростом выше среднего. В боковых стенках прячутся два складных сиденья – простым движением руки Mazda превращается в семиместный «почти минивэн». Но использовать CX-9 в качестве маршрутного такси все равно вряд ли получится: места в хвосте предназначены для детей. На водительском месте тоже просторно. В глаза бросается огромный руль с гигантским количеством всяких кнопочек и рычажков – сюда вынесено управление музыкальной и навигационной системой, телефоном, подключаемым по Bluetooth, и даже центральным замком. Посреди руля огромный и блестящий логотип. В дверных подлокотниках вставки, которые кажутся деревянными, пока по ним случайно не постучишь пальцем. Видеть пластик в люксовой машине стоимостью за два с половиной миллиона как-то непривычно. Зато сиденье регулируется электроникой в шести позициях и запоминает пожелания трех седоков, так что устроиться получится водителю любой комплектации.
Opel по сравнению с «японцем» кажется миниатюрным, однако и в нем на заднем сиденье нет ощущения зажатости. Ни колени, ни голова не упираются в сиденья и потолок. Багажник тоже не отличается скромностью размеров, однако больше двух объемистых чемоданов (и ма-а-аленькой тележки) внутрь не влезет. Приборная панель оформлена в авиационной тематике. Посреди тоннеля два экранчика – оранжево-черный бортовой компьютер и цветной стереосистемы. Управление ими вынесено на руль, но в отличии от «японца» не делает его визуально тяжеловесным.
Приборная панель KIA выделяется металлопластиковой вставкой, придающей салону машины некую брутальность. В целом салон можно описать так: ничего лишнего, но все на своем месте. Кстати, у «Спортиджа» единственного в нашем тесте классическая кочерга ручника.
Салон Volvo поначалу кажется невероятно аскетичным. Как говорится, глазу не за что зацепиться. Да, если кожа, то гипоаллергенная и прессованная, если металл, то настоящий авиационный алюминий. Да, системы пассивной безопасности традиционно для Volvo на высшем уровне. Но ощущение какой-то лаконичности не пропадает, даже когда отмечаешь предельно информативную панель приборов. Шумоизоляция у X60 впечатляет – даже рычащий по соседству грузовик не мешает общаться шепотом. Багажник «шведа» вполне готов к тому, чтобы возить сноуборд или лыжи, тем более, что задние сиденья складываются. Сиденья регулируются механически, но зато во всех возможных направлениях.
О, кажется, тронулись...
Трасса
Разбрызгивая из-под колес снежную кашу, обильно сдобренную реагентами, мчимся по Московскому в сторону Мехзавода. Пассажиры общественного транспорта с завистью смотрят вслед четырем внедорожникам с флагами. Перепрыгиваем через трамвайные пути на Ташкентской, проезжаем еще двести метров... Перед головной Volvo из крайнего правого ряда в крайний левый выскакивает какая-то заниженная «двенадцатая». Оттормаживаемся, переводим дух. Кто-то по рации сообщает, что он думает о водителе подрезавшей нас машины. Мы же расскажем о системах пассивной безопасности, установленных в машинах.
Традиционно ответственно к сохранению жизни и здоровья седоков своих автомобилей подходят инженеры Volvo. Системы пассивной безопасности абсолютно одинаковы и у бюджетной версии, и у премиальной. Помимо десяти подушек безопасности у машины есть специальные энергопоглощающие элементы, которые примут на себя удар, защищая водителя и пассажиров. В «Вольво» есть система City Safety, которая при появлении на пути автомобиля неожиданного препятствия, например выскочившего пешехода, автоматически останавливает машину. Правда работает City Safety на скорости не больше 50 километров в час.
В KIA установлены шесть подушек безопасности, а также активные подголовники передних кресел, которые спасут самое ценное, то есть мозг, в случае лобового столкновения. Кстати, по рейтингу EuroNCAP Sportage заработал пять звезд из пяти возможных. Даже в самой страшной аварии вероятность того, что водитель и пассажиры выживут и не получат инвалидность, составляет 93%.
Mazda тоже бережет пассажира – шесть подушек безопасности, усиленные двери, которые поглощают энергию удара в случае боковой аварии. В этой машине тоже есть некий аналог City Safety, который может изменить траекторию движения машины при появлении на пути препятствия.
Opel также оснащен шестью подушками, а кроме этого – шторками безопасности, которые могут спасти задних пассажиров. В отличии от Volvo, кузов которого поглощает удар в определенных направлениях, безопасных для водителя и пассажиров, Antara сделана из высокоустойчивого металла.
Грунтовка
Синхронно моргаем правыми поворотниками и скатываемся на заснеженную грунтовку. Кажется, последний раз тут ездили до снегопада. Наша команда, «бразды пушистые взрывая», упорно лезет в целину. Там нас ждут собаки породы хаски экспедиционного корпуса «СЕРЕБРО СЕВЕРА», которым предстоит помериться с лошадиными силами, спрятанными под капотами наших машин. Хаски отличаются не только красивой внешностью и редкостным дружелюбием, но и тем, что известны как гоночные псы.
В первом заезде псы дали фору нашим испытуемым и финишировали последними. А вот потом экологически чистый и весело лающий «транспорт» с легкостью оставил завязшие в снегу кроссоверы за хвостами. Еще одним соперником для наших кроссоверов стали снегоходы от компании «Капитан Клуб». На заснеженные склоны снегоходы заезжали, конечно, побыстрее и поэффектнее, чем автомобили. Но и кроссоверы не уступали. Кстати, на Opel, Volvo и Mazda есть специальная функция, которая помогает водителям штурмовать горки. По накатанной колее проехали все машины. Когда началась целина, Mazda и Opel застряли. А вот небольшая и явно невнедорожная KIA бодро и упрямо карабкалась по полю почти дальше всех. Но лидером стал XC60 – он уступил только снегоходам.
Итак, подведем итоги. Все машины отлично подходят для езды в городе, но способны выдержать и прогулку по бездорожью.
«Опель» отличается отменной управляемостью, его не занесет на скользкой дороге, а 249 лошадиных сил способны поспорить на трассе даже со спорткарами. Машина разгоняется до сотни за какие-то 8,6 секунд, несмотря на солидный вес почти в две с половиной тонны.
А «Киа», напротив, оценят те, кто любит экстремальное вождение – на этом автомобиле можно вволю подрифтовать. Мощность, конечно, не самая большая – всего 150 «лошадок», зато владелец этого автомобиля выиграет у кассы АЗС: 100 километров в смешанном стиле «кореец» может проехать всего на восьми литрах 95-го.
«Мазда» великолепно справляется со всеми прелестями российских дорог и направлений и не прекращает подкупать своей японской надежностью. Почти трехтонную машину 277 лошадиных сил вытащат из любой колеи. А размеры салона позволяют вывезти на природу большую компанию.
«Вольво» сочетает в себе брутальную мощность и одну из лучших систем безопасности в мире, которая дает ощущение спокойствия в любой экстремальной ситуации. Битурбинный двигатель мощностью в 240 лошадей в бензиновом варианте разгоняет шведский кроссовер до сотни за восемь секунд, сохраняя при этом полную тишину в салоне.
Кошелек
Одним из самых основных критериев при покупке машины является ее цена. Mazda в люксовой комплектации стоит 2,6 миллиона рублей. Но можно отказаться от кожаной обивки салона, «автомата» и нескольких «лошадок» и купить ее в базовой комплектации за 1,9 миллиона. Или сэкономить еще больше и отдать 1,3 миллиона за люксовый Opel Antara. Чуть дороже – в 1,6 миллионов рублей – обойдется Volvo XC60 в полноприводной модификации. Наконец, если уверенно ехать по снегу хочется, а деньги нужны еще на что-то, то стоит присмотреться к KIA Sportage, который обойдется в 900 тысяч рублей.
Благодарим за предоставленные автомобили автосалоны «КИА Центр на Московском», «Флагман» (официальный дилер Opel Chevrolet), «Авангард» (официальный дилер Volvo), «Пурпе-Авто-Самара» (официальный дилер Mazda). Редакция 63.ru выражает благодарность за помощь в организации мероприятия экспедиционному корпусу «СЕРЕБРО СЕВЕРА» и лично Светлане и Илье Семеновым, магазину «Капитан-Клуб» в лице Пыряева Алексея Петровича, клубу «Легион 4х4» в лице Анатолия Калячкина и Ярослава Черкунова.