Система штрафных баллов за нарушение ПДД в России все-таки не появится. Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции на этой неделе отказался поддержать законопроект.
Идея вернуть штрафные баллы за нарушения правил дорожного движения появилась у законотворцев после того, как пьяный мужчина снес автобусную остановку на окраине Москвы и насмерть сбил семь человек. Впоследствии выяснилось, что у дорожного убийцы имеется значительное количество неоплаченных штрафов, в том числе и за серьезные нарушения правил. Сразу ряд наблюдателей – от политиков до блогеров – заявили, что людей с большим количеством нарушений нельзя пускать за руль. Тогда же вспомнили о балльной системе, которая действовала в СССР. Якобы если бы система «талончиков с тремя дырками» продолжала действовать, «дорожный убийца» уже давно сам бы стал пассажиром общественного транспорта. Инициатор законопроекта – единоросс Владислав Лысаков – предложил суммировать штрафы, которые выписывают водителям инспекторы ГИБДД, и как только общая сумма наказания превысит 20 тысяч рублей (200 баллов, каждый из которых «стоит» 100 рублей), автолюбителю придется отдать права и положить ключи от автомобиля на полку на год.
В ходе многочисленных обсуждений был предложен вариант суммировать не все штрафы, а только наиболее опасные, вроде выезда на встречную полосу, проезд на красный сигнал светофора и вождение в состоянии опьянения. Однако в минувшую среду даже в таком варианте члены комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы назвали его слишком жестким.
По мнению председателя комитета Ирины Яровой, «балльная система вызывает большую настороженность, поскольку такой опыт себя не оправдал». К тому же госпожа Яровая уверена, что в крупных городах с высокими штрафами, таких как Москва и Санкт-Петербург, прав можно будет лишиться за семь случаев неправильной парковки.
Ряд противников введения балльной системы также заявляли, что полугодовой перерыв в водительской практике может вызвать проблемы, когда «раскаявшийся» водитель вернется на дороги. Якобы за год пользования общественным транспортом или пешеходного фитнеса водитель потеряет навыки.
«Лично мне балльная система представляется справедливой, поскольку приводит к общему знаменателю водителей с разными доходами. Кроме того, в отличие от былого безальтернативного лишения прав за встречку, балльная система дает водителю шанс одуматься. Некоторые любители водить по пьяни говорят, что в таком состоянии соблюдают правила тщательней, потому что боятся быть пойманными. Полагаю, такая же логика будет у человека со 190 штрафными баллами, и не важно, каков его годовой доход», – считает редактор проектов «Автомобили» ГК Rugion Артем Краснов. По его мнению, балльную систему нужно не только принять, но и усилить дополнительным требованием: «Нужно добавить еще одну опцию – стикер на стекло, цвет которого обозначает «статус» водителя (до 50 баллов – зеленый, 50-100 – желтый, потом красный, потом черный). За езду без стикера с соответствующим цветом – мгновенное лишение прав. Стикер позволит видеть в потоке водителей-«отличников» и поставит их в центр внимания для полиции», – уверен Артем Краснов.
Фото: Фото с сайта Drive.ru