Споры между автовладельцем и страховой компанией могут уйти в прошлое. Федеральный минтранс готовится представить Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства. С 1 сентября этот документ может стать «Библией» для автостраховщиков и экспертов, оценивающих размер ущерба.
Сейчас нередко возникают ситуации, когда автомобилисты остаются недовольны размером компенсации, которую готовы выплатить страховщики. Примером может стать недавний случай, который представители СМИ уже прозвали «делом о «сварившейся» «Калине». Напомним, что по вине одной из самарских коммунальных компаний, шестилетняя «Лада-Калина» с минимальным для своего возраста пробегом, находящаяся в идеальном состоянии, целые сутки провела в кипящей воде. Сразу после того как машину достали из ямы с кипятком, эксперты заявили хозяйке «Лады» Екатерине, что восстановлению авто не подлежит. Правда, потом страховая компания «СОГАЗ» предложила хозяйке машины два варианта возмещения ущерба: или 70 тысяч на ремонт «Калины» или 153 тысячи и ключи от машины передаются страховщикам. Хозяйку не устроил ни тот, ни другой вариант, и сейчас она готовит документы для искового заявления в суд.
Екатерина далеко не единственная автовладелица, которая считает, что страховая занижает размер выплат. В 2012 году более 300 тысяч автовладельцев решали подобные проблемы в порядке гражданского судопроизводства. Большей частью Фемида вставала на сторону автолюбителей.
Чтобы снизить количество подобных исков, Министерство транспорта РФ разрабатывает единую методику определения нанесенного ущерба и определяет стоимость запчастей и нормо-часов работы мастеров в разных регионах страны. Помимо экспертов Минтранса к работе подключены и специалисты «Российского союза автостраховщиков».
Практикующие адвокаты уверены, что единые для всей страны правила оценки ущерба сократят количество спорных ситуаций. «Идея прекрасная. Есть некоторое непонимание того, по каким стандартам будет рассчитываться стоимость запчастей и нормо-часов работы сервисменов. И первое время после принятия этого закона появятся первые «косяки». Однако это обычная ситуация, которая в течение достаточно короткого времени должна урегулироваться. После этого эти правила существенно облегчат жизнь и автовладельцам, и юристам», – уверен адвокат «Самарского правового центра» Глеб Сафронов.
Страховщики, в свою очередь, считают, что появление новых правил приведет к затруднениям в их работе. «Государство вводит все больше и больше регламентации, появляются новые правила. А при этом жизнь гораздо шире, чем это можно предусмотреть в официальном документе. Документы могут быть непроработанные и сырые, поэтому, если честно, ничего хорошего мы не ждем», – рассказал начальник отдела по работе с корпоративными клиентами «Объединенной страховой компании» Олег Козлов.
Со скептицизмом относятся к инициативе и водители. «Вряд ли у них есть возможность узнать стоимость всех запчастей для всех марок автомобилей. Опять-таки разные работы на разных сервисах отличаются по цене. Тут же, скорее всего, будет приведена средняя температура по больнице, которая, может быть, будет выгодна владельцу «десятки», которому помяли крыло. Но владельцу дорогой в обслуживании машины, которой требуется квалифицированный ремонт, который также недешев, эти правила будут во вред», – полагает автомобилист с пятнадцатилетним стажем Алексей Темкин.
Фото: Фото с сайта Sibdepo.ru