На днях Россия получила официальное уведомление от Евросоюза о начале консультаций по спору относительно взимания российской стороной утилизационного сбора на иностранные автомобили. Если говорить проще, Евросоюз подал в суд на наше с вами Отечество, выражая таким образом недовольство по поводу явной поддержки Россией местных автопроизводителей.
Любая страна, вступившая в ВТО, должна выполнять ряд определенных правил, среди которых числится и установление режима наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Это предусматривает предоставление всем членам всемирной торговой организации равных условий и преференций в области экономических, торговых и иных отношений: таможенные льготы, особые условия в области налоговых сборов, которыми облагается производство, обработка и оборот импортируемой продукции, и тому подобное.
С вступлением России в ВТО началось постепенное снижение таможенных пошлин на ввозимые на территорию страны автомобили. К 2019 году на новые машины они должны составить 15%. Казалось бы, на фоне этого иномарки должны стать более доступными и, соответственно, составить более ощутимую конкуренцию отечественным автомобилям, но тут на сцену вышел тот самый утилизационный сбор. Он представляет собой сумму, которая гарантирует, что после 20-30 лет эксплуатации ваш автомобиль окажется под прессом вместо того, чтобы валяться грудой ржавого металла где-то поблизости. Таким образом, перед покупкой нового средства передвижения вы заранее возмещаете расходы на его утилизацию. Схема может быть слегка изменена: утилизационный сбор взимается с производителя или поставщика авто, который в свою очередь возмещает эти затраты с помощью повышения цены на свою продукцию. Сам процесс усложнился, но итог остался без изменения – владелец авто все равно сам оплатил утилизацию, но уже заложенную в цену производителем.
Суть претензии Евросоюза заключается не в самом факте наличия утилизационного сбора, а в разных условиях его взимания с иностранных и отечественных автомобилей. Дело в том, что с импортируемых машин в обязательном порядке должен оплачиваться утилизационный сбор – от 20 000 рублей для легковушек и от 150 000 – для грузовиков и автобусов. Эта сумма меняется в зависимости от коэффициентов, которые зависят от возраста транспорта и объема двигателя. В итоге окончательная цифра может перевалить за 700 000 рублей. При этом отечественные производители автомобилей и некоторые зарубежные, имеющие заводы на территории Российской Федерации, могут быть освобождены от уплаты сбора в случае, если они предоставят гарантии самостоятельной утилизации производимых и собираемых автомобилей. Очевидно, что в сложившейся ситуации говорить о режиме наибольшего благоприятствования в торговле не приходится.
«Я думаю, что уравнивание условий для иномарок и отечественных автомобилей имеет смысл, – говорит автомобилист с 12-летним стажем Анатолий Благих. – Поддерживать родной автопром стоит прежде всего повышением качества, а не облаганием какими-то дополнительными сборами их потенциальных конкурентов. Возможно тогда и спрос на наши машины увеличится не за счет дешевизны, а вследствие сочетания приемлемой цены и высокого качества».
После получения официального уведомления о начале консультаций по утилизационному спору, Россия должна в течение десяти дней ответить на претензии Евросоюза. Затем обеим сторонам предоставляется 60 дней на обсуждение и попытку мирно урегулировать вопрос. Таким образом, если до 7 сентября решение не будет принято, Евросоюз в качестве истца имеет право потребовать формирования третейской группы. То есть из формальной консультации вопрос перерастет в форму разбирательства в ВТО.
«Мнение, что Россия путем введения утилизационного сбора поддерживает отечественного производителя, на мой взгляд, абсолютно ошибочно, – говорит исполнительный директор ассоциации автодилеров Александр Рулевский. – По факту у нас в стране нет своей автомобильной промышленности, зато есть импорт и автомобили российской сборки. Преференции сделаны тем производителям, которые имеют на территории нашей страны заводы и предоставляют рабочие места нашим соотечественникам. В этом плане, на мой взгляд, разделение совершенно верное. К тому же, во всем мире своего производителя поддерживают в той или иной форме, и это совершенно нормальное явление».