В Самаре могут появиться еще две станции метро. В настоящий момент ведется строительство перегонного тоннеля между станциями «Алабинская» (район улицы Осипенко) и «Самарская» (район Самарской площади). Кроме того, региональная программа подготовки к мундиалю подразумевает строительство еще одной станции около площади Куйбышева.
Ранее перспективы строительства самарского метро неоднократно менялись. Сначала заявлялось, что из-за того, что «подземка» убыточна, а ее строительство обходится слишком дорого, «Алабинская» должна стать последней станцией первой линии. О второй линии метро самарцам же стоило вообще забыть. «Реинкарнация» идеи массированного метростроя возникла после того, как выяснилось, что в Самаре пройдут игры футбольного первенства. А значит, многочисленных болельщиков нужно будет транспортировать по городу и не «мариновать» в пробках. Тогда же появилась несколько утопичная, но очень обнадеживающая идея за шесть лет построить вторую ветку метро от Железнодорожного вокзала до стадиона на Радиоцентре. Трассировка линии должна была проходить преимущественно под Московским шоссе. В проекте значилось 12 станций. Однако идея так и осталась идеей: федеральный бюджет отказался принимать участие в этой стройке, а региональный такую нагрузку не потянет. В итоге решили не «городить» вторую линию, а достроить первую до вокзала. Такое заявление сделал губернатор Самарской области Николай Меркушкин в феврале 2013 года. Предполагалось, что на действующей линии подземки появятся еще три станции – «Самарская» (предполагаемое размещение – сквер Устинова), «Театральная» (площадь Куйбышева) и «Вокзальная» (Комсомольская площадь).
Впрочем, с февраля количество станций уже успело «секвестроваться». Как сообщили в ответе на запрос 63.ru в региональном министерстве строительства, скорее всего, на метро можно будет доехать только до фан-зоны на площади Куйбышева. Произошло так, потому что «федералы» по-прежнему не горят желанием софинансировать строительство метро. «В утвержденной программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу объемы финансирования строительства метрополитена в г.о. Самара за счет средств федерального бюджета не предусмотрены», – говорится в ответе министерства строительства. Зато средства на метрострой выделены в областном бюджете в рамках целевой программы «Развитие метрополитена в городском округе Самара на 2010-2018 годы». В общей сложности на метро планируется потратить 1,2 миллиарда рублей, из них в этом году – 400 тысяч. «В настоящее время ведутся строительно-монтажные работы на станции «Алабинская» и проходческие работы по сооружению тоннелей на перегоне между станциями «Алабинская» и «Самарская».
Стоит отметить, что далеко не для всех решение о продолжении строительства метро стало праздником. Уже шесть лет работы на «Алабинской» затрудняют транспортную ситуацию в областном центре из-за перекрытия двух участков Ново-Садовой – между Первомайской и Полевой и между Невской и Осипенко. Практически ежедневно из-за метростроя в часы пик «встают» Полевая, Волжский проспект и проспект Ленина. Возможное продолжение строительства метрополитена наверняка приведет к перекрытию улицы Самарской, по которой сейчас движется основной поток транспорта из «старого» центра в спальные районы.
«Перекрытие таких улиц, как Московское шоссе или Самарская, однозначно приведет к транспортному коллапсу. Единственный способ минимизировать водительские проблемы – вводить одностороннее движение или срочно расширять и приводить в надлежащий вид параллельные улицы. Любыми мерами повышать их пропускную способность», – считает блогер и автомобилист Дмитрий Бегун. Он же уверен, что, например скоростной трамвай, может быть достойной альтернативой метрополитену при условии четкого расписания движения вагонов и обособления трамвайных рельсов от автомобильных трасс.
Есть и более оптимистичный вариант развития событий. Председатель комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности и рационального природопользования Самарской городской думы Владимир Сюсин полагает, что строительство подземки не создаст больших проблем для горожан. «Насколько я знаю, строить метро буду закрытым способом, не вскрывая асфальт. Разумеется, кое-где придется копать, но стройплощадки будут не на автомобильных дорогах», – считает Владимир Сюсин. Что касается очевидной нехватки выделяемого миллиарда с хвостиком на метро, то и тут у депутата оптимистичное мнение: «Бюджет – это живой организм. Финансирование можно в любой момент как прибавить, так и убавить, главное, чтобы строчка в бюджете была. Так что финансирование строительства метро может увеличиться».
Фото: Фото пользователя Мdv_metro