Чуть более месяца назад в России стартовала обновленная программа льготного автокредитования на 2013–2014 года, однако воспользоваться кредитами можно будет не раньше осени-зимы текущего года.
По мнению исполнительного директора Ассоциации «Автомобильные дилеры» Александра Рулевского, чем оперативнее заработает программа льготного автокредитования, тем эффективней будет результат. «Программа будет интересна прежде всего тем людям, которые приобретают автомобили бюджетных брендов, – говорит эксперт. – Мы подсчитали, что данная программа может дать области дополнительно около 2,5 тысяч автомобилей, но данный прогноз сбудется если программа будет запущена в скором времени. Если программа начнет действовать только в ноябре, мы не успеем продать такое количество автомобилей».
По сравнению с действовавшей в 2009–2011 годах системой льготного кредитования условия обновленной программы стали интересней: по льготе можно будет приобрести не только отечественные легковые авто, но и иномарки стоимостью до 750 тысяч рублей. В остальном программа продолжает действовать на прежних условиях. Минимальная предоплата – 15% от стоимости покупаемого авто, срок погашения автокредита – не более 36 месяцев. Государственная субсидия покрывает 2/3 ставки рефинансирования на дату выдачи кредита. Так, по данным «Российской газеты», субсидии государства помогут снизить процентные ставки в среднем до 10–11%. Но официальный список банков, участвующих в программе кредитования, пока не озвучен, как и полный список доступных по программе автомобилей. В прошлый раз таких банков было 114, а список новых автомобилей состоял из 56 моделей.
На воскрешение программы из госбюджета будет выделено около 13 млрд рублей. По замыслу правительства, за 18 месяцев действия обновленной программы, целью которой является поддержка автомобильной индустрии страны, будет реализовано около 500 тысяч автомобилей.
Предварительный список моделей, попадающих под программу льготного кредитования
Как отмечают эксперты, многие модели автомобилей, подходящие под условия льготного кредитования на 2013–2014 года, уже стали бестселлерами во время действия предыдущей программы. В их числе Chevrolet Niva, Ford Focus, Hyundai Solaris, LADA Kalina, LADA Priora, LADA 4x4, LADA Samara, Renault Logan, Renault Sandero, Skoda Fabia и Volkswagen Polo. Тогда эта антикризисная мера дала неплохие плоды – было выдано около 260 тысяч льготных кредитов, что превысило ожидания чиновников. Результат действия программы в основном отразился на дилерах недорогих моделей – Lada и Renault.
«Любая инициатива со стороны государства быстро дает реакцию на продажу автомобилей, – говорит руководитель отдела продаж Renault автоцентра «Сатурн» Игорь Штайц. – Как и в прошлый раз, ожидаемая программа и для нас – огромный плюс. Сейчас мы чувствуем большой интерес к данной программе, так как мы работаем с двумя брендами – Renault и Suzuki. Постоянные субсидированные программы предоставлялись покупателям и до сегодняшнего дня, но государственное софинансирование вызывает наибольший интерес у покупателей».
О возобновлении программы льготного автокредитования впервые заговорил премьер-министр Дмитрий Медведев, который, несмотря на скептическую оценку Владимира Путина относительно перспектив продолжения программы, в апреле текущего года дал отмашку Минпромторгу, Минфину и Минэкономразвития. А уже в конце июня глава Минпромторга Денис Мантуров заявил о старте проекта, который был успешно реализован в посткризисные годы.
Такой шаг был вызван спадом продаж автомобилей на российском авторынке в 2013 году: за первые пять месяцев спрос на новые авто уменьшился на 4%, а производство легковых автомобилей сократилось на 2,3%. Наиболее заметное падение показателей было зафиксировано в мае, составив 12,5% и 18,1% соответственно.
«Льготное автокредитование – это что-то вроде сигнала стартового пистолета, призыв «Налетай, подешевело!», – говорит автомобильный журналист Артем Краснов. – На самом деле выгод от этих «льгот» кот наплакал, и обычные кредитные программы позволяют добиться более существенных выгод – вспомнить хотя бы беспроцентные рассрочки на срок до трех лет, которые предлагали некоторые марки. В этой программе больше психологии, чем экономики. Ее подают как некую помощь для народа, но на самом деле программа не превратит бедного в богатого. Она просто позволит быстрее раскошелить «богатого», вынудив его поскрести по банковским счетам и купить машину сейчас, а не через два года, когда он планировал. Определенный смысл в этой программе есть – поддержать падающий авторынок. Но рынок, который каждый год нуждается в финансовом допинге – это перегретый рынок, который искусственно форсируют. А это неустойчивая ситуация, и при малейших неурядицах в экономике падение будет еще больнее».
«Воскрешение» программы льготного автокредитования вряд ли поможет автопрому сорвать золотой куш, но поможет приобрести машину тем, у кого ее еще нет.