С 5 ноября текущего года в силу вступают изменения в системе сдачи экзаменов на водительские права. Ознакомившись с постановлением правительства РФ, мы узнали, что ждет потенциальных автомобилистов этой осенью.
Одно из самых главных изменений – это пожалуй, разделение самого процесса обучения на две части. В рамках первой будущий водитель прилежно изучает теорию и получает базовые навыки вождения на закрытой для движения других транспортных средств площадке. Затем, чтобы перейти к практическим занятиям на улицах города, придется доказать в ГИБДД свое знание правил дорожного движения и сдать автодром.
«После прохождения теоретического экзамена и экзамена по первоначальным навыкам управления ТС кандидату в водители выдается экзаменационный лист с отметками о их сдаче, – говорится в постановлении правительства РФ «О допуске в управлению транспортными средствами». – Данный лист будет заверен подписью экзаменатора и печатью экзаменационного подразделения. На его основании водитель будет допущен к учебной езде по городу».
Итак, после успешного прохождения промежуточной аттестации будущий автомобилист возвращается в автошколу и продолжает свое обучение уже в реальных дорожных условиях. Третья часть экзамена под условным названием «город» также будет приниматься в ГИБДД.
«Безусловно, это разделение увеличит нагрузки на подразделения Госавтоинспекции, занимающиеся приемом экзаменов и выдачей водительских прав, – отмечает сотрудник ГИБДД Алексей Горшков. – Но при этом мы сможем лично убедиться в том, что будущий водитель знает правила дорожного движения и получил первичные навыки вождения. Это значит, что практические занятия, которые проводятся на улицах города, не будут представлять опасности для других участников движения. К тому же, сдав теорию, человек сможет уделить больше внимания практике. Это позволит ему в дальнейшем чувствовать себя на дороге более уверенным».
Первую часть экзамена, включающую в себя теорию и автодром, в случае неудачи можно будет пересдать спустя неделю, причем неограниченное количество раз. Сложнее дело обстоит с «городом». Если человек трижды «завалит» вождение в условиях дорожного движения, повторный четвертый экзамен будет назначен не раньше чем через 30 дней.
Прием всех экзаменов будет осуществляться уполномоченным должностным лицом Госавтоинспекции. Некоторые изменения претерпели и квалификационные требования к экзаменаторам: это должны быть люди, достигшие 25-летнего возраста, с высшим образованием и стажем вождения не менее пяти лет. Само собой, экзаменатор также должен иметь водительское удостоверение именно тех категорий и подкатегорий, по которым он принимает практический экзамен. Их, к слову, стало заметно больше:
«Добавление специальных категорий на мопеды, скутеры, квадроциклы и подобный транспорт вполне обоснованно, поскольку их водители являются полноценными участниками дорожного движения и, соответственно, должны знать правила, – говорит директор автошколы «АРТэС» Сергей Артемьев. – Разделение на подкатегории по весу также легко объяснить – человеку, долгое время управлявшему, например, маленьким Daewoo Matiz, гораздо сложнее будет справиться с джипом, который попадает в категорию В, однако по весу превышает ту же «газель». Так что введение дополнительных категорий и здесь вполне обосновано. Другой вопрос, что в автошколах в настоящий момент нет обучающих программ под некоторые из них – и это большая проблема».
Согласно постановлению, водительские удостоверения с разрешающими отметками в соответствующих графах будут подтверждать наличие права на управление транспортными средствами категорий, указанных в таблицах выше. Всего получается 10 категорий и шесть подкатегорий. Отсюда возникает резонный вопрос – будет ли весь этот список отображаться на оборотной стороне водительского удостоверения? В случае положительного ответа размеры прав придется серьезно пересмотреть, потому как на небольшую карточку такой объемный материал явно не уместить.