Правозащитники сулят беспроигрышное решение споров в случае выполнения рекомендаций
САМАРА24 – Надежда Симакова, 14 мая. Автозаводской районный суд Тольятти в четверг рассмотрит иск местного автовладельца, который оказался крайне недоволен услугами страховой компании, мужчина требует от ответчика возмещения всех выплат на общую сумму почти в 2 млн рублей, защитники прав потребителей-автомобилистов в один голос заявляют о беспроигрышности подобных судебных процессов. О том, как вернуть деньги за разбитый автомобиль и добиться справедливости – читайте в материале портала Самара24.
Почка за долги и два миллиона
Сюжет ситуации в Тольятти прост и банален. В конце ноября прошлого года у жителя города угнали Fiat стоимостью 1,35 млн рублей, застрахованный по КАСКО. Цена авто была заложена в основу страховой суммы. Следствие по истечению двух месяцев прекратило работу, так и не найдя ни угонщиков, ни авто. Как рассказал председатель регионального отделения комитета по защите прав автомобилистов Сергей Слюсарев, который помогает автолюбителю в решении вопроса, после этого решения страховая компания была обязана выплатить автовладельцу страховую сумму, однако до сих пор этого сделано не было. Все осложняется тем, что машина была куплена в кредит, который еще не выплачен.
В итоге суд рассматривает иск, который включает в себя такие требования как возврат страховой суммы, компенсацию морального вреда, штраф в пользу истца в размере половины присужденной сумы, неустойку и судебные издержки. Все вместе – примерно на 2 млн рублей.
Благоприятная обстановка
По мнению экспертов, дела автомобилистов в плане получения страховых выплат пошли на лад после того, как летом 2013 года пленум Верховного суда РФ сообщил о попадании страховых случаев в действие закона о защите прав потребителей. Это существенно облегчило жизнь водителей, столкнувшихся с некачественными услугами страховщиков.
«Раньше, например, автомобилист мог обратиться в суд только по месту нахождения ответчика, и приходилось ездить на какие-то окраины, поэтому никто не занимался этим. А закон защиты прав потребителей дал определенные права и теперь есть истец может подать заявление по своему месту жительства, теперь мотаются страховщики, - рассказал Слюсарев.
Еще одним приятным новым правилом, которое стало действовать после распространения на эти случаи закона о защите потребителей, стал штраф в пользу истца за то, что он получил плохую услугу, рассказал глава общественной организации «Защита прав потребителей Самарской области» Федор Разагатов.
«Теперь в пользу потребителя со страховщика взыскивается штраф в размере половины присужденной суммы. Это та часть штрафа, от которой отказалось государство, так как это не административно-правовой штраф, а гражданско-правовой», - отметил руководитель организации.
Кроме того, по закону о защите прав потребителей, потерпевший может не оплачивать государственную пошлину за обращение в суд.
Оба эксперта отмечают, что закон и соответственно судебная система сейчас на стороне пострадавших автомобилистов, вероятно по этой причине, в их практике теперь ни одного проигранного дела.
«Обращение в суд - это сейчас самый эффективный способ защиты нарушаемых прав. Случаев проигрыша нет, варьируется только взыскиваемая сумма в зависимости от конкретного случая. Ведь чем большая сумма подлежит взысканию, тем неохотнее страховая компания ее выплачивает, придумывая необоснованные причины для отказа. Поэтому надо обращаться в суд, который должен защищать наших потребителей и взыскивать эти суммы, - считает Слюсарев.
Что делать, чтобы получить деньги
Хотя эксперты говорят об индивидуальности каждого случая и практически хором приглашают натерпевшихся водителей на бесплатные консультации, они все-таки выделяют некий алгоритм действий, который поможет добиться справедливости самостоятельно.
Первое, что надо сделать, это письменно обратиться в страховую компанию с претензией. Разагатов отметил при этом, что вступать в устную беседу со страховщиком смысла не имеет. Претензию или заявление необходимо подкрепить всеми необходимыми документами, которые у вас имеются по этому делу. По словам Слюсарева, страховщик обязан рассмотреть ваше обращение по ОСАГО в течение 30 дней. В случае КАСКО, срок может составлять и 20, и 15 дней, это указано в договоре.
Разагатов подчеркнул, что обращение обязательно должно быть подано либо под роспись и печать на вашем экземпляре, либо, если таким образом его не принимают, его нужно отправить заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Кроме того, желательно направлять претензию в головной офис предприятия, даже если он находится в другом городе.
Второе действие и все последующие шаги последуют в том случае, если по истечению срока рассмотрения компания вам не ответит или не выполнит требований. Тогда нужно обратиться в независимую экспертизу, которая оценит стоимость ремонта. После получения заключения экспертизы Вы можете смело ремонтировать авто за свой счет и пользоваться им, не дожидаясь вынесения решения суда, так как эти расходы будут включены в исковые требования.
Третье, что рекомендуют сделать специалисты – это обратиться в соответствующие ведомства за консультацией, которая везде бесплатна. Защитники прав потребителей расскажут, куда и как правильно обратиться в суд, как вести судебный процесс и о других юридических тонкостях, которые позволят выиграть дело. Однако по словам Разагатова, большинство обратившихся все-таки предпочитает воспользоваться услугами профессионалов, так как на ведение этих дел нужно, если не умение, то хотя бы время.
Четвертое. Последний шаг – собственно обращение в суд и сам судебный процесс. Потерпевший, напомним, вправе обратиться в суд по месту жительства и в судебном порядке предъявить свои требования, куда могут войти стоимость восстановительных работ, неустойка, моральный вред, штраф и другие затраты, возникшие в связи с некачественной работой страховой фирмы.
По словам Слюсарева, конфликт со страховщиком можно разрешить в свою пользу примерно за три месяца, так как не более месяца обычно приходится ждать ответа на претензию и еще не более двух месяцев займет само судебное разбирательство. Хотя, он отметил, что иногда суд принимает решение даже в первое заседание, тогда вопрос решается еще быстрее.
Куда обращаться за помощью
Защитой прав потребителей занимаются государственные и муниципальные структуры, а также общественные организации. К первым относятся Роспотребнадзор и отдел по защите прав потребителей при департаменте потребительского рынка муниципалитета. К ним в прошлом году присоединился Центробанк, на который с того времени возложен контроль за страховым рынком. Общественные организации действуют с ними параллельно, помогая разгружать поток обращений.
Управление Роспотребназдора по Самарской области - 260-37-99
Отдел по защите прав потребителей департамента потребительского рынка и услуг Самары - 333-39-29, 332-54-54
Управление Центробанка РФ по Самарской области - 332-03-25
Самарская областная общественная организация "Защита прав потребителей" - 205-14-06
Комитет по защите прав автомобилистов в Самарской области 340-07-26.