Программа обновления автопарка, запущенная Минпромторгом в сентябре этого года, приостановила падение рынка новых автомобилей, однако кардинально изменить ситуацию не удалось. По прогнозам Ассоциации европейского бизнеса, к концу года в России будет продано не более 2 450 000 автомобилей, что на 12% меньше, чем годом ранее. Эксперты называют разные причины кризиса.
В октября рынок просел почти на 10%, сообщает АЕБ. Это можно считать успехом, ведь летом темпы падения продаж были в два раза выше. Тем не менее такая ситуация временная. Причиной незначительного улучшения эксперты ассоциации называют «комбинацию эффекта программы утилизации, поддерживающей продажи автомобилей российского производства, и резкое ослабление курса рубля, что кратковременно повысило спрос на автомобили импортного производства».
Пора отвыкать от хорошего
Директор оценочной компании Екатерина Лях связывает кризисную ситуацию с изменениями экономической политики России. «Мы как раз на днях заканчиваем большой проект по оценке автосалона для кредитования у одного из ведущих банков. Могу сказать, что динамика продаж автомобилей и структура изменения этой динамики прекрасно демонстрируют последствия экономических изменений и их влияние на общество, – говорит эксперт.
По итогам года ожидается рост только по пяти маркам, из которых три – это лакшери-сегмент. Ведь потребители верхнего ценового сегмента не сокращают личные расходы из-за влияния курсов валют или экономического спада.
А вот по среднему классу нанесен чувствительный удар, что мы и видим в отчетах по авторынку. Ослабление курса рубля для импортных автодилеров означает либо необходимость повышения цен на и без того стремительно сокращающемся рынке, либо сокращение нормы прибыли в попытке удержать рублевые цены.
Какую-то сдерживающую роль играет также фактор отложенного спроса, в некоторой степени кризисно-ажиотажного – на фоне катастрофических явлений в экономике. Надо смотреть правде в глаза: потребители могут либо совершить запланированную покупку, стремясь приобрести авто «по старой цене», пока курс валюты не взлетел еще выше, либо отказаться от покупки, сознательно идя на ухудшение качества жизни, уходя в накопления и переводя наличность в «портативное богатство».
Что касается импортозамещения, думается, не стоит надеяться на чудо: тот сегмент покупателей, которые покупали иномарки, вряд ли в большинстве своем вернется к продукции отечественного автопрома. Скорее, будет перераспределение рынка в сторону подержанных иномарок, либо автопарк будет стареть – но практически все мои знакомые, пересевшие с отечественных авто на импортные, уверяют, что обратно они возвращаться не намерены».
В ноябре цены на некоторые модели подняли сразу 24 автомобильных бренда. По данным «Автостата», подорожали сразу пять моделей Ford, четыре модели Peugeot. Повысили цены Skoda и Ssang Yong. Кроссовер QX80 Infiniti стал дороже на 9,9-10,2%. Внедорожник Chevrolet Tahoe, в зависимости от комплектации, вырос в цене на 18,6-19,2%, однако это в большей степени обусловлено запуском обновленной версии автомобиля, укомплектованной новым двигателем.
Лепта «Каско»
Еще один отрицательный показатель – падение числа выданных автокредитов. По данным Национального бюро кредитных историй, за девять месяцев 2014 года это число снизилось до 605 тысяч штук без учета кредитов Сбербанка (на 20% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Эксперты связывают падение продаж в кредит с удорожанием каско. Напомним, осенью тарифы на автострахование повысились, соответственно, увеличились и суммы кредитов, ведь каско необходимо, если покупать машину с привлечением заемных средств.
Покупатели подтверждают: получить автокредит стало сложнее. В связи с санкциями Запада иностранные кредитные организации сократили объем финансирования.
Как сообщает РБК, рынок автокредитования падает быстрее автомобильного. По итогам девяти месяцев объем продаж автомобилей в России снизился только на 13%. Если ставки по автокредитам вырастут еще на 3-4%, в 2015 году в кредит может быть продано в два раза меньше машин.