Вы когда-нибудь задумывались, почему мужчины пожимают друг другу руки при встрече? Чтобы показать, что там нет оружия? Действительно, в древности была такая традиция при встрече в лесу. Почему она в наши дни сохраняется? Все просто – при рукопожатии очерчивается граница личного пространства, за которую заходить ни в коем случае нельзя. За этой линией – агрессия: «Я тебе друг, но ближе не подходи». Европейцы даже подсчитали, что эта граница спереди располагается в 46 см от человека.
Каждый встречался с тем, что вторжение в личное пространство вызывало как минимум неудобство. Вспомните, как неприятно, когда над вами нависает начальник, или когда кто-то стоит за спиной. А впечатления детства, когда вас ругали родители, воспитатели или учителя? Ведь они умышленно переступали эту границу, глядя сверху вниз, за счет чего вы себя чувствовали особенно унизительно.
Одни психологи видят природу личного пространства в природных корнях человека, аналогично тому, как хищники имеют свою территорию для охоты, и не дай бог чужаку на ней появиться. Другие психологи обозначают социальную причину: каждое государство имеет свою территорию, но делится на штаты, области или республики, те, в свою очередь, делятся на районы и города и т.д. Такое деление приводит к тому, что возникает личное пространство у каждого человека. И подобно тому, как государство готово защитить свою территорию, так и человек готов защищать свое личное пространство.
Психологи установили, что при нахождении человека за рулем его личное пространство увеличивается на расстояние до 10 метров спереди и сзади автомобиля. Лично я причину этого явления вижу в скорости. Человек проходит 46 см за какие-то доли секунды, но за эти доли секунды в автомобиле он успевает проехать приличное расстояние.
Что в итоге имеем?
Если перед водителем кто-то резко перестраивается, то есть вторгается в личное пространство, то это немедленно вызывает агрессию: «Ах, ты меня подрезал?! Да, я тебя сейчас!!!» И понеслось…
Через некоторое время на подсознательном уровне вырабатывается привычка держать дистанцию до впереди идущего такую, чтобы перед водителем никто не мог втиснуться. Но дистанция, выбранная из соображений охраны личного пространства, не имеет ничего общего с безопасной дистанцией. Рано или поздно впереди идущий тормозит чуть резче, и задний прилетает ему в багажник. Виновники таких ДТП не в состоянии сообразить, почему так получилось, ведь по их глубокому убеждению они все делали правильно!
Если вы находитесь в первом автомобиле, то вас спасет следующий алгоритм. Перед торможением при маневре всегда включайте заранее указатели поворота, затем слегка касайтесь педали тормоза, чтобы загорелись «Стоп-сигналы», и затем приступайте к рабочему торможению. Позади идущий начнет тормозить в момент, когда у вас загорятся стоп-сигналы, то есть раньше вас.
Если вы видите, что водитель сзади держит маленькую дистанцию, то, во-первых, отодвигайте отрицательные эмоции от его вторжения в ваше личное пространство в сторону, а, во-вторых, предполагайте, что резко тормозить вам нельзя – увеличивайте дистанцию до впереди идущего. Если у вас на автомобиле установлены дневные ходовые огни, то включите ненадолго габариты. Позади идущий воспримет их как стоп-сигналы и притормозит. Если ДХО нет, и габариты горят постоянно вместе с ближним светом фар, то включайте вместо габаритов задние противотуманные фонари.
Как выбрать безопасную дистанцию? Если впереди идущий резко тормозит, то сначала реагирует ваш организм, потом реагирует ваш автомобиль, и лишь затем вы будете тормозить параллельно с водителем впереди. Безопасная дистанция и складывается из пути, пройденного за время реакции водителя и автомобиля.
Считаем. Если вы только что вывалились из одной неприятной ситуации и попадаете в другую, то ваше время реакции 0,6-0,8 сек. Это время уходит на то, чтобы осознать опасность, принять решение, далее нервный импульс добегает до мышц ноги, нога снимается с педали акселератора и переносится на педаль тормоза, и свободный ход педали тормоза, конечно, выбирается. После этого начинается рабочий ход педали тормоза, но тормоза не схватываются мгновенно – необходимо выбрать зазоры в тормозных механизмах. В новых современных легковых автомобилях на это уходит 0,05 сек. Но уж позвольте мне округлить до 0,1 сек.
Складываем. Получаем, что дистанция должна соответствовать пути вашего автомобиля за 0,7-0,9 сек. В городе, где максимальная скорость 17 м/с (60 км/ч), минимальная безопасная дистанция должна составлять 12-15 метров, что уже больше расстояния личного пространства.
Если водитель никакого стресса не испытывал в предыдущий момент времени, то при резком торможении впереди идущего он будет реагировать 0,8-1,0 сек. Если он длительное время ехал в спокойном состоянии, то время реакции увеличивается до 1,4 сек. Если водитель далеко не молод, то нужно брать уже 1,6 сек.
Время сработки тормозов на неновых автомобилях, а тем более на грузовиках, тоже нужно увеличить до 0,4 сек. Итого, действительно безопасной будет дистанция 1,6 + 0,4 = 2 сек. И лучше дистанцию измерять секундами. И вот почему.
Допустим, вы едете за городом. Разрешенная скорость 25 м/с (90 км/ч). Безопасная дистанция 2*25 = 50 м. У вас будет время посчитать безопасную дистанцию, а потом ее «на глазок» определить? А если скорость 110 км/ч? А если 80 км/ч? Зачем вам в этот момент математика? Заметили столбик, кустик, камень на обочине. Впереди идущий его проехал, вы про себя досчитали до двух. Не доехали до столбика, кустика, камешка, значит дистанция безопасная. Переехали – увеличивайте дистанцию или обгоняйте (опережайте). И никаких вычислений.
На такой дистанции между вами и впереди идущим начинают вклиниваться автомобили? Ну, тут уж вы выбирайте, кто вы есть. Или вы – человек, осознающий опыт предыдущих поколений, или вы – животное, охраняющее свою территорию.
Дистанция 2 сек. – условная. Понятно, что на льду она должна быть больше, на небольших скоростях может быть меньше. Десятые доли секунды человек просчитать и ощутить не может, а целые секунды – запросто. Потому приведенная цифра – ориентир.
Феномен личного пространства объясняет и другие моменты поведения за рулем. Поскольку водители стремятся к тому, чтобы ни впереди, ни позади никого не было, то, например, становится понятным, почему многие стараются как можно быстрее стартануть со светофора. Ничего плохого в этом не вижу, за исключением перерасхода топлива, но недопустимо, чтобы стремление отрыва от потока переросло в навязчивую идею.
Когда водители начинают «играть в шашечки», то есть в плотном потоке совершать множественные перестроения подряд, пытаясь вырваться вперед, то такие маневры в сумме дают высокую вероятность ДТП. И подобное поведение ПДД запрещают, требуя двигаться со скоростью потока, и, разрешая перестраиваться только перед поворотом или разворотом.
Сейчас в ходу способ «поучить» наглеца. Для начала хамоватого водителя обгоняют, а затем тормозят перед ним, принуждая и его к торможению. Не надо рисковать своим здоровьем и автомобилем. Если уж так хочется, то существует альтернативный безопасный для вас способ. Аккуратно подъезжайте на каждом светофоре к хаму сзади. Поверьте, на третий-четвертый раз ваше появление в его личном пространстве будет его бесить, аналогично тому, как у сидящего за компьютером человека кто-то вплотную стоит за спиной. Только после четвертого раза отстаньте от него, поскольку вам не известна степень его неадекватности.
Вывод по статье уже промелькнул в тексте. Человек даже за рулем должен оставаться человеком.
Все, о чем я написал, взято из лекций для автошколы. У вас не дежавю. Вы все это проходили когда-то, но немного подзабыли…
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.