Государственная Дума приняла в третьем чтении закон об ужесточении наказания для пьяных водителей. В недалеком будущем водителям при повторном управлении автомобилем в состоянии опьянения грозит уголовная ответственность. Предусматривается штраф в сумме от 200 до 300 тысяч рублей, или лишение свободы на срок до двух лет, или принудительные работы на тот же период, или обязательные работы на срок до 480 часов.
Я категорически против! И в первую очередь из-за повальной некомпетентности судей, инспекторов, врачей и водителей в данной области.
Простой пример. Событие правонарушения по ст. 12.8 КоАП заключается в факте употребления водителем алкоголя или других веществ, вызывающих опьянение. При этом уровень алкоголя должен превысить 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха без учета погрешностей прибора, которым производится измерение.
Эта цифра означает, что если вы – абсолютно трезвый человек, то алкотестер после продувки все равно может показать 0,16 мг/л. Это допустимо, и все в рамках закона, и данный показатель подтверждает, что вы капли в рот не брали.
Многие приборы у инспекторов и врачей определяют уровень алкоголя в выдыхаемом воздухе с точностью до третьей цифры после запятой. Дунул водитель в прибор, врач зафиксировал 0,161 мг/л, сравнил 0,16 с 0,161 и записал: «Состояние опьянения установлено», – ведь с точки зрения математики 0,161 > 0,16. Инспектор цифры и заключение переписал в протокол, водитель печально вздохнул, судья с чистой совестью лишил прав и впаял штраф.
Справедливо? Нет!
Сравнивать 0,16 и 0,161 при измерениях нельзя! Цифра 0,161 должна быть округлена до второго знака после запятой, и лишь затем эту пару цифр можно сравнить. Таковы требования в метрологии. Округляем 0,161 до 0,16, как и положено, и человек трезвый! Нельзя его наказывать! А у нас из-за банальной игры с одной незначащей цифрой человек теперь может лишиться свободы на два года. Мы уже проходили: «Лес рубят – щепки летят». Собираемся опять наступать на те же грабли?
Вам известно, как работает датчик алкотестера?
По существу, это спираль, которая при включении разогревается до красна. После этого прибор измеряет ее сопротивление, и выдает на дисплей, что он готов к работе. Человек дует на спираль, и если в его выдохе содержится нечто, что может сгореть возле спирали, то она начинает дополнительно разогреваться, ее сопротивление меняется, и прибор выдает результат, отличный от нуля.
Если человек пьян, то в его выдохе преобладает этанол. И здесь все понятно. Если инспектор честный, и сначала определяет внешние признаки опьянения, тот же запах алкоголя, то проблем с работой прибора не будет. И поделом пьянчужке. Но если человек трезв, то может случиться беда. В выдохе человека присутствует до 600 различных веществ. И, что конкретно будет гореть на спирали, сказать сложно.
Современные датчики поддерживают строго одну температуру разогрева спирали, чтобы горел именно этанол. Даже близкий по характеристикам ацетон удается отсечь. Но постепенно датчик загрязняется. Его характеристики «плывут», и что он там намеряет – а бог его знает.
И хорошо, если производитель приборов поставит оригинальные датчики, которые стоят больших денег, так как они изготавливаются из драгоценных металлов. А если в целях наживы производитель воткнет что-то некондиционное или контрафакт? Главное для производителя – получить сертификат на прибор, а что он там потом шлепает у себя на конвейере, какая кому разница?
В этом плане наиболее опасен близкий по характеристикам к этанолу метанол, который образуется при курении. Довести водителя до нервного срыва, дать ему возможность успокоить нервы сигаретой и сразу сунуть алкотестер для продувки – что может быть проще? И трезвый становится пьяным.
Наличие влаги в воздухе дополнительно влияет на изменение сопротивления спирали и, соответственно, на показание алкотестера. Можете ради забавы почитать наши ГОСТы на поверку анализаторов этанола. И вы увидите, что приборы положено продувать сухой воздушной смесью, которая никак не напоминает влажный выдох человека. Для сравнения. Аналогичные требования есть и в Европе, но в них прописано, что при поверке алкотестера его положено продувать влажной смесью, близкой по составу к выдоху человека. То есть уже с завода алкотестеры у нас «заряжены» на то, чтобы делать трезвых пьяными.
Как уже было сказано, если для абсолютно трезвого человека прибор покажет 0,16 мг/л, то это – нормальное явление. И само по себе появление этой цифры в законе можно только приветствовать. Дело в том, что многие производители алкотестеров сознательно умалчивают о том, что приборы могут реагировать на другие вещества.
Но, увы, эта цифра не дотягивает до погрешностей реальных приборов. Так, например, суммарная погрешность прибора Alcotest мод.6810 фирмы Drager (Германия) составляет 0,18 мг/л с вероятностью 95%, и 0,29 мг/л с вероятностью 99,7%. То есть, если для вас, абсолютно трезвого человека, данный прибор покажет 0,29 мг/л, то с точки зрения науки вы действительно абсолютно трезвы, а вот с точки зрения закона – за решетку, и всеобщее презрение. Из-за таких, как вы, люди гибнут!
Вы думаете, с вами подобного не случится? Ну-ну...
А между тем, для судей, инспекторов и врачей показания любых приборов – как истина последней инстанции, а сертификат – как гарантия от ошибок. Я вам привел наглядные примеры, когда ни сам прибор, ни сертификат никаких гарантий не дают.
Если ребенку купить скрипку, это не значит, что на следующий день из него получится второй Паганини. Если врачу или инспектору дать в руки прибор, и при этом они понятия не имеют, как он работает, что измеряет, и как оценивать измерения, то наказание невинных неизбежно.
До 2008 года врачи при вынесении заключения о состоянии опьянения учитывали клиническую картину. При отсутствии признаков опьянения и малых показаниях алкотестера врач имел право сказать, что человек трезв. Мало ли на что среагировал прибор? Сейчас, когда заключение врач выносит исключительно исходя из показаний прибора, то необходимо устанавливать реальное содержание этанола в организме, что без анализа крови становится невозможным.
И сажать людей за решетку на основании показаний алкотестера нельзя!
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.