Изучая сообщение пресс-службы губернатора о заседании комиссии по безопасности дорожного движения, отметила высказывание председателя правительства Александра Нефедова. «Специалисты говорят, что основной причиной большинства ДТП является сознательное нарушение правил дорожного движения, низкая культура поведения на дорогах, безответственность и правовой нигилизм», – говорит господин Нефедов. А я подумала – ну, наконец-то! Наконец-то автохамство признали проблемой. Уж сколько у меня было бесед, интервью, рабочих встреч с сотрудниками ГИБДД, депутатами, гонщиками, представителями общественных организаций... Мало кто из них сказал, как есть: не умеют самарские водители, в большинстве своем, себя вести на дороге. Либо правила знают и стараются соблюдать, но воспитания при этом – ноль, либо воспитаны, но ни поворотники не включат, где кольцо главное – не знают, под «нос» трамваю лезут, а уж про обочину и разделительную и говорить нечего. Одним словом – полное незнание ПДД или нежелание выполнять их. И очень редко можно встретить совестливого водителя, который бы не вел себя по-хамски.
Но нет, почти все говорили мне о том, что самарские водители очень воспитанные и адекватные. А тех, кто хамит и создает аварийные ситуации – единицы. Единственный, кто поддержал мою точку зрения – начальник облГИБДД (еще бы! Он же к цифрам апеллирует, а не к личным ощущениям или желаниям). Интересно, что остальные, несогласные, скажут сейчас, когда даже правительство четко обозначило свою точку зрения: ДТП из-за хамства и несоблюдения правил, другого не дано. Можно сколько угодно говорить о мокрых дорогах, ямах и прочим. Искать себе оправдание, но если бы водитель был внимательным, ответственным, выбирал скорость не исходя из своих желаний, а руководствуясь дорожными условиями и временем суток, аварий было бы намного меньше. Я не говорю, что не было бы вовсе, но значительно меньше, чем сейчас.
Хамство водителей – это вообще отдельная тема. Очень часто сталкиваюсь с ней, причем не только как участник дорожного движения, но даже во время работы. Буквально неделю назад были в рейде с ГАИ по «тонировке». Ничего особенного – плановое мероприятие. Инспекторы работали: останавливали «наглухо» тонированные авто, замеряли светопропускаемость стекол, составляли протоколы. Мы – журналисты – снимали, общались с водителями, задавали вопросы. Наша основная задача была – объективно описать процесс. Но на деле, мероприятие оказалось намного богаче на события. Так, например, сотрудники ДПС остановили молодого человека, который был за рулем наглухо тонированной «пятнадцатой», заниженной, из которой доносились громкие басы. Водитель матерился на журналистов, бросался на операторов, а потом и вовсе забаррикадировался в авто. Инспекторы пожали плечами – ну, пусть сидит, имеет право. Казалось, их вообще не возмутило происходившее. И ничто не может спровоцировать их: ни мат, ни хамство, ни «тыканье» незнакомого человека.
Но это был не единственный экземпляр за те полчаса, что мы стояли углу проспекта Кирова и улицы Стара-Загора. Так, мимо нас проехала ВАЗовская «легковушка», везущая веселую и шумную компанию. Увидев нас, парни заулюлюкали, а когда инспекторы отвернулись, показали журналистам средние пальцы. Этот поступок казался им смешным и смелым. Кстати, заметила, что смелость и чувство юмора у таких «бравых» водителей обостряются именно тогда, когда инспектор их не видит. Хамство и трусоватость, желание сделать пакость исподтишка.
А на тест-дайве автомобиля «Ниссан Альмера», помню, как мы с моей напарницей Ксюшей вежливо попросили женщину на «Тойоте» чуть-чуть отъехать назад, чтобы нам было где развернуться. Дама была явно раздражена – она выскочила из машины, начала ломиться к нам в салон с криками и матом. Мол, кто тебе права дал, зачем ты сюда приехала вообще?! Я даже растерялась поначалу и собралась было рассказать ей про тест-драйв, про согласованный и вполне законный маршрут... Но остановилась. Ведь ПДД мы не нарушали. Просто пытались отъехать от музея «Самара космическая». Так вышло, что единственный законный путь был – попросить именно эту женщину немного отъехать. Немного и не надолго. Вины своей мы тогда так и не поняли, да и автохамка свое возмущение объяснить не потрудилась.
Вообще, примеров хамского поведения на дороге у меня, да и у каждого из вас, наверняка, не один десяток. Вопрос в том – что с этим делать? Меня радует тот факт, что правительство признало низкий уровень культуры автомобилистов. Значит, теперь начнутся и какие-то меры борьбы с ним. И тут я приведу вторую часть высказывания господина Нефедова: «Активную, насыщенную воспитательную работу надо начинать с раннего возраста. Ведь дети, как известно, самые уязвимые участники дорожного движения, но при правильном воспитании ещё и самые дисциплинированные». Да, я согласна – взрослых людей уже не перевоспитать, нужно обратить внимание на детишек. Но... Как начать сей процесс, если у многих из них родители – автохамы? Открыв окно, водитель, не стесняясь крохи, которая сидит сзади в детском кресле, посылает в известном направлении другого автомобилиста, который подрезал его. Малыш слышит, как ругается папа, думает, что это – норма. А потом и сам начинает вести себя подобным образом. И никакие образовательные программы не спасут. Потому что для ребенка родитель – наивысший авторитет. И вы не переубедите его, что слово их трех букв – плохое, если папа говорит с чадом, регулярно употребяя его.
Поэтому, на мой взгляд, нужно искать варианты борьбы с автохамством среди взрослого населения. Как это сделать, не ущемив конституционных прав и демократических свобод (а любой автохам прекрасно знает свои права), я лично не представляю. Разве что начать с себя – не реагировать на крики и мат, быть выше этого. Научиться вовремя уступать, а главное – спокойно, грамотно и по делу отвечать на претензии и вопросы. И, конечно, в любых ситуациях соблюдать ПДД. Другого варианта я не вижу.