Жители Самары недовольны работой нескольких автобусных маршрутов. Социальные сети и блоги переполнены негативными отзывами. В свою очередь, руководство города собирается предпринять ряд мер, которые, по их мнению, должны не только улучшить качество работы на маршрутных линиях, но и пополнить городской бюджет. Так, дептранс предложил отказаться от услуг частников там, где они дублируют муниципальные маршруты. Глава города, в свою очередь, поручил проанализировать возможность получения дохода от продажи права организации коммерческих маршрутов.
«В последнее время ситуация с общественным транспортом переходит всякие границы, – возмущается жительница Самары Ирина. – Я недовольна работой 410-го маршрута. Недавно, проигнорировав просьбу трех пассажиров, водитель проехал мимо двух остановок общественного транспорта. После замечания, сделанного ему, все же остановился между остановками и выпустил пассажиров. Лично мне пришлось вернуться пешком на 1,5 остановки назад, в сильную метель, по колено в снегу, вдоль Московского шоссе. Выходя из автобуса, обратила внимание на контактный номер перевозчика, не поленилась позвонить, чтобы прояснить эту ситуацию, однако на меня обрушился шквал негодования. Диспетчер даже не поздоровался – сразу начал в буквальном смысле орать, какие плохие мы, пассажиры, после чего бросил трубку».
Ирина также посетовала на безобразно работающие 1-й и 67-й муниципальные автобусы: «После того, как с маршрута убрали коммерческие 67-е, поездка на них стала сродни гонкам на выживание! Особенно в этом отношении отличаются «перваки»: мало того, что на полной скорости гоняют, чтобы опередить 67-й, так еще и так торопятся продолжить движение после остановки, что захлопывают двери перед носом пассажиров, которые не успевают выйти. На полной скорости проезжают мимо остановок общественного транспорта, если поблизости есть 67-й, и это при том, что многие пассажиры уже выучили расписание 1-го и четко ему следуют, но автобус и не думал их забирать. К тому же и 67-е не могут похвастаться удобным для пассажиров расписанием. После шести вечера добрая половина почему-то не едет дальше Ташкентской, а как быть тем, кто живет на Мехзаводе, Кошелеве? Зачем убрали маршрутки? Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Негодование Ирины разделяют многие пользователи общественного транспорта. Достаточно просмотреть форумы, социальные сети или элементарно выйти на остановку и пообщаться с пассажирами.
На фоне этого городская администрация намерена модернизировать и улучшать сеть общественного транспорта Самары. В частности, дептранс Самары предложил отказаться от частиников на тех маршрутных линиях, где они дублируют муниципальных перевозчиков. Соответствующее заявление, со ссылкой на главу ведомства Дмитрия Войнича, опубликовали на сайте мэрии Самары. В свою очередь, глава администрации Олег Фурсов поручил дептрансу проанализировать возможность получения дохода от продажи права организации коммерческих маршрутов. «Необходимо проработать вопрос по продаже коммерческих маршрутов с условием выкупа на какой-то срок права пользования линией. Подход подобный тому, который сегодня реализуется в сфере рекламы», – отметил Олег Фурсов.
Вместе с тем эксперты уже высказались против этой инициативы, которая, в конечном итоге, негативно отразится на самих пассажирах. «Во-первых, между городом и владельцем транспорта появляется абсолютно ненужный посредник – «владелец маршрута», который, естественно, всеми силами заинтересован получить свою долю, – комментирует председатель Центра общественного взаимодействия Андрей Ишмуратов. – Заплатит за все это в конечном счете пассажир.
А следовательно, у нас появляется бесконечный конфликт интересов. Город заинтересован в обеспечении транспортной доступности, удобных маршрутах, ритмичности, безопасности и комфорте перевозок, а владелец маршрута – только в максимизации выручки. Понятно, что все вышеперечисленное будет приноситься в жертву, и у нас так и будут водители из Закавказья, нарушения ПДД, подвижной состав, переделанный из грузовиков и так далее. Несложно догадаться, что самые прибыльные маршруты и участки окажутся в частных руках, а все социальные и убыточные – окажутся у муниципального предприятия, и мы так и будем удивляться, а куда же деваются все деньги и почему это МП вдруг убыточно и опять просит субсидий».
По мнению эксперта, система должна быть выстроена иначе – значительно проще, понятнее и эффективнее. «Изобретать ничего не нужно, нужно сделать так же, как во всем мире. Маршруты контролирует город и привлекает для перевозок владельцев транспорта в качестве подрядчиков, которые осуществляют перевозки по заданию города и получают оплату за пробег, то есть за оказанные транспортные услуги. Сбор оплаты за проезд осуществляется муниципальным предприятием», – заключил Андрей Ишмуратов.
Фото: Фото пресс-службы ГУ МВД по Самарской области