Возьмите современные машины и, скажем, их предков из 90-х. Вы обнаружите интересную дизайнерскую особенность: у нынешних авто навязчивые решетки радиаторов. Они доминируют на фронтальных видах машин, зачастую делая их комичными и похожими друг на друга. В этих ртах-решетках есть даже нечто зловещее. Слышатся возгласы, что транспортный дизайн в глубоком кризисе, и без этих «рюшек» машину не продать.
Впрочем, появление «зевающих решеток» имеет вполне земное объяснение, и дизайнеры лишь расхлебывают чужие проблемы.
А объяснение простое – требования безопасности пешеходов. С тех пор, как соответствующий тест появился в арсенале организаций, вроде EuroNCAP, автостроители променяли эстетику на количество звезд рейтинга.
Как связана форма решетки с безопасностью пешеходов? На самом деле, никак. Дело тут в другом: безопасность пешеходов сильно зависит от высоты кромки капота и формы передней части.
Механизм удара. В тесте EuroNCAP бьют не манекен, а его отдельные фрагменты (нижние, верхние части ног, голову).
Имитируется удар на скорости 40 км/час
Лучшие результаты показывают машины с высокими капотами и плоскими передками. В этом случае меньше вероятность удара кромкой в колено пешехода, плюс увеличивается площадь контакта с ногами и снижается риск переломов. После удара пешеход опрокидывается на капот или лобовое стекло и бьется головой – соответствующие травмы обычно и приводят к смерти. Очень важно, чтобы капот не был слишком жестким и чтобы под ним оставалось несколько «сантиметров жизни» – зазор до твердых элементов мотора. И чем выше капот, тем проще обеспечить его деформируемость в момент «приема» пешехода.
Без попыток завуалировать «морду кирпичом» машины выглядели бы примерно так
Так вот, эти требования вполне выполнимы, но делают передок автомобиля визуально слишком массивным. В Японии, например, в этом не видят большой беды, но западные потребители привыкли к более утонченным и агрессивным формам. Они не любят толстолобиков, им нравятся акулы с разинутым зевом. Огромная решетка радиатора позволяет замаскировать рубленость передка.
Альтернативный способ – сегментировать переднюю часть машины, скрыв ее истинные размеры
Способ не бесспорный. Кому-то удалось добиться гармонии (посмотрите на Genesis Coupe), кому-то нет. В любом случае высота передков современных машин представляет вызов для дизайнеров. И прежде чем ругать их за бесталанность, нужно учесть многочисленных ограничения, с которыми им приходится иметь дело.
Решение Стива Маттина для Lada X-Ray достаточно изящно
Фото: Фото производителей