Авто Почему мы платим полицейским

Почему мы платим полицейским

Довелось мне недавно ехать в компании давнего приятеля. Человек серьезный и многоопытный, он сумел организовать свой небольшой бизнес в смутные 90-е, «приподняться» в нулевые, даже кризис 2008-09 годов не сломил его уверенности в том, что если к делу подойти с надлежащим упорством, можно выбраться из любой передряги.

Со всеми его достоинствами есть у него один серьезный «недостаток» – Андрей (назовем его так) не умел поддерживать длительные отношения с серьезными, но не нужными для бизнеса людьми. Поэтому в определенных структурах хорошими знакомствами не обзавелся, и только несколько старых приятелей составляли ему компанию в праздники.

Во время нашей поездки, сразу за границей города машину Андрея остановил полицейский кордон. Сотрудник полиции, представившись по всей форме, попросил у водителя документы. И здесь с Андреем произошла разительная перемена. Крупный мужик под 120 килограммов в мгновение как-то съежился, уменьшился в размерах, и его взгляд приобрел какое-то заискивающее выражение. После приглашения в полицейский автомобиль приятель совсем уже понуро побрел вслед за лейтенантом и обреченно уселся рядом с ним в патрульной машине.

О чем они говорили, можно только догадываться, но после непродолжительной беседы Андрей вынул бумажник и... в общем, стоимость его водительского удостоверения возросла на несколько тысяч рублей.

Вернувшись в свой автомобиль, Андрей понуро взглянул на меня и только пробормотал что-то несвязное, вроде «Совсем обнаглели...» За всю последующую дорогу он так и не смог внятно объяснить, за что же ему пришлось платить полицейскому.

Начали разбираться: Андрей был совершенно трезв, страховке «от роду» два месяца, аптечка – огнетушитель – аварийный знак – в порядке. Но вот психологического давления полицейского-взяточника выдержать мужик не смог. С трудом припоминая суть разговора в патрульной машине, Андрей лишь понимал, что его «развели» традиционным способом, предложив обменять «пьяные» права на половину штрафа.

«Не пил уже неделю, – признавался Андрей. – Но вот как только сел в машину и услышал первый вопрос «Пили?», внутри сразу захолодело, и как в ступор впал. И понимаю, что алкотестер не по образцу, и чека нет, и инспектор хамить начал, а вот никак не могу найтись, что ему сказать. А когда пригрозил штрафом и лишением прав, и вовсе решил, что заплачу, сколько попросит, но права верну – они меня кормят».

Кто из водителей не попадал в подобные ситуации? Несмотря на все сокращения, переаттестации и тому подобное, взяточников-полицейских на дорогах меньше не стало. Не будем бросать тень на всех блюстителей закона, есть среди них и честные, и принципиальные сотрудники, но мало кто откажется от соблазна заработать тысячу-другую рублей, тем более что и должность, и начальство требуют.

Почему они берут

Инспекторы ДПС – такие же люди, как и все остальные. Если отбросить обычное человеческое стремление жить лучше и сытнее, для взяточничества на дороге психологи отмечают три причины.

«Каждому известно ощущение легкой добычи. Это может относиться и к деньгам, и к достижению цели, и к ощущению власти, и еще многому другому, – рассказывает психолог Ирина Морозова. – Любому человеку свойственно некоторое желание «халявы». Служба дорожного полицейского отчасти и предполагает такое чувство легкого заработка. Должностное лицо, поддерживаемое законом, призванное присматривать за порядком, всегда будет подвержено соблазну «простить» нарушителя этого порядка за некоторое вознаграждение. Искоренить это чувство нельзя, так же как и стремление оппонентов нарушать закон. И то, и другое – это общественные инстинкты, уничтожить которые в обществе, увы, невозможно».

Еще одна причина, по мнению профессионального психолога, давление руководства. Давно ни для кого не является секретом, что служба дорожной полиции – огромная пирамида, где одним из принципов продолжения службы стало подношение руководству.

«Третья причина дорожного мздоимства – как ни странно, но желание самих водителей «расстаться» с деньгами, – продолжает госпожа Морозова. – Здесь можно проследить целую цепочку действий – водитель из-за лени, спешки или по иной причине нарушает правила, будучи заранее уверен, что с инспектором можно договориться. За рубежом вы такого не увидите – общая культура взаимоотношений с полицейскими даже не предполагает финансового решения вопросов на месте. У нас же любое нарушение можно «простить» за половину стоимости штрафа, и это считается нормой.

Стоит, однако, отметить, что среди сотрудников дорожной полиции значительную часть составляют добросовестные и порядочные люди, но ограниченные рамками системы, они вынуждены подчиниться ей, играть по ее правилам. Революционными методами уничтожить негативное воздействие системы нельзя, на Украине несколько лет назад был подобный эксперимент, чем он закончился – всем известно. Изменить ситуацию можно только общими усилиями общества в целом и автолюбителей, каждого в отдельности. Когда мы перестанем давать повод к недобросовестным действиям, перестанем нарушать ПДД – взяточники в погонах исчезнут сами собой».

Почему мы даем

Как признаются сотрудники ГИБДД, «развести» можно любого водителя, главное – вовремя заметить слабую его сторону. А найдя ее, «подтолкнуть» автолюбителя к «правильному» решению – дело техники, при этом многие из полицейских, даже не зная о таких методиках, как нейролингвистическое программирование, успешно ими пользуются.

«Не такого водителя, который не нарушил когда-либо правила дорожного движения, – считает автоюрист Сергей Богуслав. – Поэтому уже после остановки инспектором в нем начинает просыпаться чувство боязни наказания, и не важно, что инспектор об этом не знает – все мы помним свои нарушения. Буквально парой вопросов опытный полицейский может выяснить причину вашего страха – вчерашние возлияния, проезд под кирпич, просроченная страховка – и дальше уже действует по отработанному шаблону. К сожалению, приходится признать, что на большую часть водителей эти шаблоны оказывают прямо-таки гипнотическое воздействие. И дело тут даже не столько в боязни наказания. Само по себе общение с представителем власти, облеченным правами здесь и сейчас, провоцирует на скорейшее прекращение разговора, любым способом, лишь бы поскорее. А готовность расстаться с небольшой суммой за «сокрытие нарушения» подсказывает наиболее вероятностный порядок дальнейший действий».

Психологи разделяют всех автолюбителей на три условные категории психологической стойкости. К первой относят тех, кто не умеет противостоять давлению полицейского-взяточника в силу природной скромности, застенчивости – их больше всего любят дорожные вымогатели. Сюда же специалисты относят и водителей, чьи знания ПДД оказались достаточными лишь для сдачи экзаменов в ГИБДД или основательно подзабыты. С такими автолюбителями недобросовестные полицейские общаются, как правило, с помощью цифр и цитат из циркуляров и ведомственных приказов. Еще одним убеждающим аргументом служат изменения в Правилах дорожного движения. Пользуясь тем, что немногие водители следят за изменениями в законодательстве, касающимися дорожного движения, в ходу у некоторых инспекторов все еще встречаются и штрафы, угрозы снятия номерных знаков, и отстранение от управления автомобилем за те правонарушения, в отношении которых они давно отменены.

Следующая категория – грамотные и уверенные в себе водители, твердо знающие ПДД и способные адекватно отреагировать на «наезды» инспектора. С ними предпочитают не связываться, и если уж происходит разбор дорожной ситуации, то общение идет на равных. Однако и эту категорию автолюбителей инспекторы научились «уламывать». Чаще всего на помощь полицейскому приходит время: инструкция не запрещает ему сколь угодно проверять автомобиль на наличие запрещенных предметов, водителя на наличие признаков опьянения или неоплаченные штрафы. Ожиданию на дороге, потере времени многие предпочтут небольшую взятку или пустяковый штраф. В конечном итоге довольны все – полицейский выполняет план пойманных нарушителей, а водитель отделался от навязчивого инспектора «малой кровью».

Третья категория водителей – нахальные и чрезмерно разговорчивые водители, уверенно цитирующие ПДД или козыряющие своими знакомствами в правоохранительных структурах. С ними разговор у инспектора бывает короткий – если нарушения действительно нет, то, почувствовав сильного противника, его отпускают. Если же нарушение имело место – инспекторы могут занять жесткую позицию и добросовестно довести дело до законного завершения.

Не даем, и не берут

Тем не менее далеко не каждая встреча с инспектором на дороге заканчивается денежными расчетами.

Служба патрульного полицейского в первую очередь направлена на поддержание порядка на дороге, и после всех коллизий в полицейском ведомстве нести эту службу становится все сложнее. Многочисленные камеры слежения помогают лишь констатировать факты нарушений, но непосредственно на безопасность движения повлиять никак не могут.

Во многих случаях встреча с инспектором может закончиться обычной проверкой документов и пожеланием счастливого пути. Главное в этой ситуации – не начинать качать права, а вести себя спокойно и уверенно, но если нарушение имело место – найти в себе мужество признать этот факт и отправляться отплачивать штраф.

«К сожалению, мы привыкли к тому, что взяточник на дороге – обычное явление, откупиться от него – хороший тон и умелое поведение за рулем автомобиля, – считает инструктор по экстремальному вождению Олег Беловолов. – Мы забыли о том, что главная функция ГИБДД – поддерживать порядок на дорогах, а не обирать автолюбителей. В том, что полицейский на посту – почти обязательно взяточник, виноваты мы сами, наше незнание и бескультурье, и до тех пор, пока Правила дорожного движения будут для нас книгой, прочитанной и забытой, нашим невежеством будут пользоваться люди безответственные, недобросовестные и алчные».

Было бы неправильным навешивать на всех сотрудников ДПС ярлыки взяточников. Опросы Федерации автовладельцев России, региональных общественников и мониторинг институтов общественного мнения показывают, что в последние годы индекс доверия к сотрудникам полиции неуклонно растет. Автомобилисты привыкают доверять полицейским и считают их в первую очередь помощниками на дороге.

Фото: Фото Олега Каргаполова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
105
ТОП 5
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Все наелись неадекватными решениями и бездействием чиновников»: глава самарского правительства — о первых 100 днях у власти
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Не мужчине это решать!» — мама особенного ребёнка из Самары поспорила с чиновником из-за абортов
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления