«Давно ли «Лада» стала нормальной машиной?» – спрашивает у меня один из знакомых с весьма усредненным заработком. А я, признаться, не знаю, что ему сказать. Примерно также я теряюсь, когда у меня обычные люди спрашивают про Datsun. Если бы это было один или два раза – ладно. Но это автомобильный снобизм – явление массовое и очень характерное именно для России.
«Матиз??? А нормальную машину купить слабо?» – искренне возмущается в социальных сетях двадцатилетняя девочка, едва получившая права. Я уже молчу про то, что тех, кто передвигается в будни на общественном транспорте, автоснобы не считают за людей вовсе. «Я отношусь к мужчине без автомобиля, как к мужчине без члена, – признавалась мне как-то подруга. – Если он не оседлал «железного коня», то куда ему до меня?» Снобизм действует на неокрепшие умы губительно – появляются комплексы, которые заставляют людей совершать необдуманные поступки. В частности – брать автокредиты, расплачиваясь по которым, денег остается только на еду. Расскажу о паре особенно маразматических случаев.
Так, например, моя знакомая вместе со своим мужем решились на покупку кредитной машины стоимостью в четыре миллиона рублей. «А что – нам хочется людьми себя почувствовать», – говорила она мне, а потом ехала на своей четырехмиллионной машине к хозяйке квартиры, которую они с мужем снимают в Тольятти. Другой случай – был знакомый, который купил китайский джип только потому что он большой, красивый и похож на реально «крутую тачку». Нет, я против китайских джипов ничего не имею, но уж больно мотивация к покупке сомнительна. Мой бывший однокурсник уехал в Москву, работает там на обычном радио обычным ди-джеем, снимает квартиру, учится на права. Поинтересовался недавно – Наташ, а есть ли у тебя знакомые в приличном автосалоне, чтобы скидку дали? Говорит, что хочет автомобиль купить, но не ниже «Поло». На вопрос – почему не подержанная иномарка или ВАЗ? Говорит: «Меня не поймут». Занавес.
Но самая, простите, упертая категория граждан – диванные автоэксперты и автоэстеты. Напиши любую новость про «Ладу» – они тут как тут. И вот возмущаются по поводу качества этого авто. Как только не оскорбляют продукцию АВТОВАЗа... При этом, кризис в России на автоснобах никак не сказался: как, видимо, ездили на «Бентли», так и ездят. Потому что ругать бюджетные машины по типу «Лад» или «Датсунов» не прекращают. Мне это кажется очень странным. Потому что купить новое легковое авто менее чем за 400 тысяч – это нормальное явление, а для кого-то и вовсе мечта. Каждый покупает по средствам. Да, есть брак, да есть «детские болезни». Но есть и очень довольные своими «Ладушками» люди. Сосед-пенсионер совершенно спокойно ездит на «Калине» 2008 года на дачу и возвращается с полным багажником огурцов. Довольный. При этом дедушка-то какой! Бывший военный, всем внукам купил квартиры, не бедствует. Просто привык к практичности и экономии.
Вообще, я не ставлю цель – похвалить бюджетный класс авто. «Эконом» – это все-таки «эконом». Те же «Лады». Есть там за что и поругать, и с «Эскалейдом», конечно, не в сравнении. Но ругают-то в основном не за дело. А за то, что это «не круто», «не престижно» и даже «стремно». Хотя что плохого в недорогой машине, недорогой одежде и недорогой квартире, если они куплены на честно заработанные деньги – я, хоть убей, не пойму.
И да, мне хочется еще раз озвучить тот факт, что сейчас для российской экономики не самые лучшие времена. Что согласно данным аналитического агентства «Автостат», люди отказываются от дорогих внедорожников, предпочитая взять что-то подешевле. Что усредненная новая иномарка сейчас обойдется в 1,2 миллиона рублей. Многие семьи в кризис могут себе это позволить? Если кто-то может и за четыре, это хорошо. Но стоит ли этим кичиться, унижая других, менее везучих на заработки людей? Поверьте, это не просто некрасиво и не к месту в нынешней ситуации. Это в глазах нормальных людей выглядит еще более «стремно», чем человек, покупающий новенький «Датсун», в ваших.
Фото: Фото Андрея Тишина