Авто Город Почему ГИБДД и судьи отпускают пьяных?

Почему ГИБДД и судьи отпускают пьяных?

«Что за чушь? – спросите вы. – Пьяных и отпускают???»

Тому есть несколько причин.

Первая – жадность и несовершенство законодательства. Лавры И. Жука никому не дают покоя. Авантюристы всех мастей, как мухи, вьются вокруг дорожного вопроса и обеспечения безопасности движения по дорогам. Тут вам и ремонт дорог, и автоматические камеры, и упомянутое ОСАГО, и цена бензина…

Алкотестеры у каждого экипажа ГАИ – из той же оперы.

До 2008 года, чтобы признать водителя пьяным, врач (и только врач!!!) обязан был, во-первых, описать клиническую картину, соответствующую состоянию опьянения, а во-вторых, подтвердить состояние опьянения наличием паров алкоголя в выдыхаемом воздухе. Если, например, клинической картины не было, но в выдыхаемом воздухе присутствовала незначительная концентрация паров алкоголя, врач запросто мог сказать, что водитель трезв. В данной области все сугубо индивидуально. Кому-то достаточно пробку понюхать, чтобы в полной мере ощутить состояние опьянения, а у кого-то и 50 граммов водки не вызывают никаких изменений в моторике и психическом состоянии.

В 2008 году некто под самым благовидным предлогом протащил через Думу законопроект, по которому инспекторы должны иметь алкотестеры при себе и проводить экспресс-тестирование прямо на дороге. Под это дело ввели даже норматив – 0,15 мг/л в выдыхаемом воздухе.

В результате те самые любительские алкотестеры, которыми были завалены магазины ширпотреба, подорожали в несколько раз. В чем подвох?

Во-первых, приборы должны быть оснащены принтерами, чтобы немедленно распечатать результаты тестирования. Во-вторых, профессиональные приборы должны быть лучше защищены от внешних воздействий. В-третьих, они должны оснащаться навороченными датчиками, чтобы отсечь вещества, пары которых по своим характеристикам похожи на пары алкоголя.

Для включения приборов в единый реестр средств измерения с получением свидетельств (в простонародье и КоАП именуемых сертификатом) изготавливают высококачественные приборы, дабы все их характеристики были подтверждены метрологами.

А на конвейере, судя по тому, что алкотестеры в ГАИ выходят из строя через 1,5-2 года эксплуатации, то есть за пределами гарантийного срока, приборы собирают из барахла.

В первую очередь это касается датчиков – оригинальные датчики изготавливаются из металлов платиновой группы, стоят дорого и служат долго. Контрафактный датчик стоит на порядок дешевле и, самое главное, служит недолго.

Потому поставщики приборов в ГАИ, собирая приборы из неоригинальных деталей, убивают сразу двух зайцев: снижают себестоимость и обеспечивают себе постоянный бюджетный заказ.

Это к вопросу о жадности.

Что касается несовершенства законодательства, то Кодекс об административных правонарушениях не различает степени опьянения. Водителей с содержанием паров алкоголя и с 0,17 мг/л, и с 1,7 мг/л наказывают одинаково.

Что в итоге имеем? Водителю с легкой степенью опьянения достаточно перед тестированием прополоскать рот водкой, и с большой долей вероятности при продувке контрафактный датчик в приборе сгорает. Если даже он выдерживает нагрузку, то показывает запредельные значения, которые не соответствуют клинической картине.

Если фокус не удался, и прибор показал незначительные завышенные значения, то водитель все равно ничего не теряет – наказание-то одинаковое.

Я опускаю точное описание всей процедуры ухода от ответственности при пьяном вождении, дабы избежать очередных обвинений в свой адрес. Я только показал, что государство в лице чиновников и законодателей само предоставляет возможность избежать наказания.

Вторая причина – некомпетентность инспекторов и судей. Например, часть приборов измеряет уровень паров алкоголя с точностью до третьей цифры. Допустим, прибор показал 0,161 мг/л в выдыхаемом воздухе: водитель пьян или нет?

В школе математику учили все, и все знают правила округления. 0,161 надо округлить до 0,16, и водитель трезв. Но в метрологии – свои правила. И округление делается в большую сторону. То есть результат измерения 0,161 мг/л должен быть записан как 0,17 мг/л. Но знают ли об этом судьи и инспекторы?

Еще одна причина того, как трезвого делают пьяным, а пьяного трезвым, – несовершенство процедуры освидетельствования. Состояние опьянения необходимо рассматривать в динамике. Когда человек пьянеет, уровень алкоголя в выдыхаемом воздухе растет, когда трезвеет – падает.

Был у меня случай: водитель после тяжелой дороги, зайдя домой, тяпнул чуток коньячку. Тут же вышел во двор и перегнал машину от подъезда на стоянку, где был принят сотрудниками ГАИ. При продувке алкотестер показал мизерный уровень паров алкоголя, и водителя повезли на медицинское освидетельствование. За время в пути алкоголь впитался в кровь, и его уровень в выдыхаемом воздухе оказался выше порога 0,15 мг/л (на тот момент действовал именно этот норматив). Водителя признали пьяным, хотя, если рассматривать процесс в динамике, на момент вождения он был трезв.

Бывает и наоборот. На дороге алкотестер показывает значение выше 0,16 мг/л, но пока инспекторы перемещают водителя к врачу, пока врач оформит акт освидетельствования, пока проведут первое измерение, уровень алкоголя в организме уменьшается. После первого измерения врач выдерживает паузу в 20 минут перед вторым измерением, и к тому времени уровень алкоголя запросто может оказаться ниже 0,16 мг/л. Если рассматривать процесс в динамике, то водитель при управлении автомобилем был пьян, но инструкция по медицинскому освидетельствованию требует, чтобы оба результата измерений у врача были ниже 0,16 мг/л. И пьяного отпускают.

Несовершенство процедуры освидетельствования не так давно констатировал и Верховный суд. В двух словах: инспекторы привезли на медицинское освидетельствование водителя. При тестировании уровень паров алкоголя не превысил порогового значения. В таких случаях у водителя подозревается наркотическое опьянение, и на исследование в химико-токсикологической лаборатории берут одну из биосред.

В соответствие с инструкцией врач взял на анализ кровь, но в лаборатории в ней обнаружили не следы наркотиков, а алкоголь – 0,5‰ (промилле), что в пересчете на уровень алкоголя в выдыхаемом воздухе составляет примерно 0,25 мг/л. Врач признал водителя пьяным, мировой судья, соответственно, лишил водителя права управления.

Верховный суд вынес вердикт: определение уровня алкоголя в организме по результатам химико-токсикологического исследования биосред водителя «Инструкцией по проведению медицинского освидетельствования» не предусмотрено. Нарушение порядка привлечения водителя к ответственности повлекло отмену постановления, и водителю вернули водительское удостоверение.

Как я неоднократно указывал, например, здесь и здесь, борьба с пьянством на дорогах – не более чем профанация, прикрытие для откачки средств из бюджета и зарабатывания денег. Законодательство несовершенно, ГАИ и судьи некомпетентны, врач, может, и рад бы честно выносить заключения, но его мнение подменяется показаниями тупой железяки сомнительного качества.

Пока чиновники и законодатели будут жить на откатах аферистов, без намерения приступить к наведению порядка в данном вопросе, пьянство за рулем не победить.

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
108
ТОП 5
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Рекомендуем
Объявления