В комментариях к предыдущей статье прозвучали вопросы по эвакуации. Ответы вы найдете ниже.
Водитель приходит к месту, где оставил свой автомобиль, и вдруг не обнаруживает его. Шок. Автовладелец нервно набирает номер полиции. Дозвониться ни с первого, ни со второго раза не получается. Наконец ответили и послали. Посылают к дежурному ГАИ. Опять мучение с дозвоном. Наконец дежурный ответил и послал. Посылают в службу перемещения – именно так называется контора, которая занимается эвакуацией автомобилей.
Следующий звонок в службу перемещения. Там водитель узнает, что автомобиль действительно был перемещен на специализированную стоянку (в простонародье штрафстоянка), и дают ее адрес.
Водитель бежит в один конец города на стоянку, берет бумагу о том, что автомобиль находится на ней. Затем быстро-быстро бежит в другой конец города в ГАИ за разрешением на возврат автомобиля. Затем бежит на стоянку, где получает счет на оплату услуг эвакуатора и услуг специализированной стоянки. Бежит в банк – оплачивает. Возвращается назад и получает еще одну квитанцию – пока он бегал, прошел еще один час стоянки, который нужно оплатить. Плохо бегаешь – плати.
Далее водитель подписывает бумагу, что автомобиль возвращен в целости и сохранности, и наконец-то получает доступ к авто – его можно забрать. Кошмарный сон на этом может и не закончиться, если водитель обнаружил повреждения. Но об этом – в конце.
Данный порядок возврата автомобилей прописан в законах субъектов РФ. У каждого субъекта – свой закон. Но когда полномочия по эвакуации автомобилей передали из федерального центра регионам, то те, страшно обрадовавшись, ринулись прописывать, сколько стоит эвакуация, сколько стоит пребывание автомобиля на специализированной стоянке и как обязать водителя заплатить деньги до того, как автомобиль ему будет возвращен. И, собственно, порядок возврата автомобиля – это не что иное, как вытрясание денег из водителя.
О безопасности дорожного движения, безопасности инспекторов и безопасности водителей никто и не задумывался. Отсюда огромное количество конфликтов, когда возвратившиеся до эвакуации автомобиля водители требовали возврата своей техники. Но если автомобиль возвратить, то эвакуаторщик не получит ни копейки. Не по понятиям – он же работал! Инспекторы принимали сторону эвакуаторщиков, водители теряли над собой контроль, и далее – кто во что горазд.
Бывало, водитель получал по голове дубинкой и успокаивался; бывало и наоборот: инспектор в полной мере испытывал агрессию водителя, и водитель получал судимость; бывало, что водители закупоривали себя в салоне своего пепелаца, требуя справедливости; помнится, одна девушка устроила стриптиз и т.д. и т.п.
Для разрешения подобных конфликтов Дума была вынуждена выполнить обязанности местных законодателей и принять поправки в КоАП, по которым водителям, возвратившимся до начала движения эвакуатора, автомобиль обязаны вернуть немедленно. Более того, инспектор обязан находиться рядом с эвакуатором, пока тот не тронулся с места, именно на случай появления водителя.
Обиженные эвакуаторщики пробовали роптать: они приехали и остались с носом, ничего не получив. Дело дошло до Верховного суда, и тот ответил: пробег до места эвакуации не оплачивается.
Если эвакуатор начал движение, то автомобиль уже не вернуть. Водитель эвакуатора выполняет договор между ГАИ и службой перемещения, который полностью соответствует Гражданскому кодексу, и в котором ничего не говорится о правах или обязанностях водителя эвакуатора о возврате автомобиля. Более того, по договору водитель обязан отвезти автомобиль на специализированную стоянку и именно там его оставить.
Эвакуаторщик честно исполняет свои обязанности, и проявление любой агрессии по отношении к нему противозаконно.
Что делает инспектор, чтобы минимизировать вероятность возврата автомобиля в случае, если водитель успеет прибежать? Самое простое: сначала погрузить автомобиль, отъехать от места эвакуации, и лишь затем оформить бумаги. Не совсем законно, но весьма эффективно. Потому не надейтесь, бросив автомобиль под знаком «Остановка запрещена», найти его там же через 1,5-2 минуты вашего отсутствия.
В каких случаях автомобиль может уехать на специализированную стоянку? Вот исчерпывающий список мест, где водители бросают автомобили и по возвращении могут их не найти:
под знаками «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена» с табличкой «Работает эвакуатор»;
на местах для инвалидов;
далее первого ряда от края проезжей части;
на трамвайных путях;
на пешеходных переходах и ближе 5 метров перед ними;
на тротуарах при отсутствии знака «Парковка» с табличкой «Способ постановки на стоянку»;
на остановках маршрутных транспортных средств и стоянок такси и ближе 15 метров до и после остановки (стоянки), за исключением остановки для посадки и высадки пассажиров;
в тоннеле;
на проезжей части с нарушением правил остановки или стоянки, если это повлекло создание препятствий для движения других транспортных средств (например, до сплошной линии разметки сбоку менее 3 метров).
Самый, пожалуй, скользкий пункт – последний. Под него можно «подогнать» остановку в любом месте.
Например. Дорога по определению предназначена для движения. ПДД лишь разрешают останавливаться на обочине или у края проезжей части. Причем во втором случае автомобиль разрешается ставить строго параллельно краю. Если параллельность не соблюдена, то теоретически инспектор может забрать автомобиль с любого места, сославшись, что тот создал препятствия для движения, что в принципе очевидно по определению «препятствия».
Справедливости ради, мне такие случаи неизвестны. Пока неизвестны. Дело в том, что с недавних пор эвакуация автомобилей из-под знака «Остановка запрещена» разрешается только, если под знаком висит табличка «Работает эвакуатор», – ч. 4 ст. 12.16 КоАП. Но если автомобиль стоит непараллельно, то, следовательно, он – препятствие для других транспортных средств. Тем более если автомобиль оставлен под знаком, и тем более если видимость менее 100 метров. И тогда инспектор с чистой совестью сможет отправить транспортное средство на специализированную стоянку уже по ч. 4 ст. 12.19 КоАП даже при отсутствии таблички.
Предполагаю, что такая практика скоро появится. Запомните: отсутствие таблички под знаком – не панацея от эвакуации.
Небольшое отступление от темы. Предлагаю праведникам, которые на всех углах кричат: «Не нарушай, и наказания не будет», проверить знания ПДД. Вопрос: какова ширина «края проезжей части»?
Никакая – это воображаемая линия.
0,1 мм.
1 мм.
10 мм.
100 мм.
1000 мм.
Ответ будет в конце статьи.
Обращаю внимание, что автомобиль могут эвакуировать с тротуара и во дворе. Верховный суд отметил, что дороги на прилегающих территориях (дворах) могут иметь место. В принципе – абсолютно правильный подход, так как с незапамятных времен согласно строительным нормам и правилам такие дороги существуют и называются «проездами». Поскольку во дворе имеются дороги, следовательно, имеются и тротуары. Оставили на ночь автомобиль на тротуаре – ищите его утром на специализированной стоянке. Такая практика набирает обороты.
Пора ответить на вопрос, что делать, если на автомобиле при его возврате водитель обнаруживает повреждения или, например, отсутствие колпаков?
В протоколе задержания транспортного средства есть графы для описания видимых повреждений автомобиля, а также его комплектации. Но на осмотр и подробное описание уходит непозволительно много времени. Как следствие, инспекторы предпочитают фотографировать автомобиль, о чем и пишут в протоколе.
Служба перемещения при возврате перестраховывается и сначала требует подписать бумагу, что к ней претензий нет, а лишь затем ее представители идут и показывают автомобиль.
Момент очень скользкий. Желание вернуть автомобиль велико, идти на конфликт – себе дороже. Но все-таки попробуйте «качнуть права». Берите бумагу в руки и предлагайте пройти к автомобилю, где вы, убедившись в отсутствии новых царапин, ее и подпишите. Отказывают? Включайте диктофон или видеозапись и повторяйте просьбу. Отказ в возврате чужого имущества, когда законных оснований для его задержания уже нет, попахивает уголовщиной. Если вас вынуждают подписывать бумаги ради возврата автомобиля, то их значимость стремится к нулю.
При любом раскладе до того, как сесть за руль автомобиля, обязательно сфотографируйте его со всех сторон или снимите на видео. В нервной обстановке какие-то повреждения вы можете и не заметить. Фотографии, немедленно сброшенные в Интернет, в будущем позволят доказать, что повреждения – следствие эвакуации или хранения.
Если повреждения обнаружены и работники специализированной стоянки начинают вести себя неадекватно, немедленно звоните в полицию.
Возвращаемся к вопросу: не нарушай, и наказания не будет. Приведу пример. Запрещающие знаки «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена» действуют на ту сторону дороги, на которой они установлены. На двухполосных дорогах в населенном пункте остановка слева разрешена, если нет трамвайных путей посередине или запрещающей разметки.
Водитель видит знак справа, останавливается слева. Если со встречного направления висит знак, запрещающий остановку, то он его даже не увидит, но автомобиль запросто могут эвакуировать, тем более если он стоит чуть-чуть непараллельно, и тем более если видимость менее 100 метров. Для инспектора очевидно, что автомобиль – препятствие для движения.
И настало время ответить на заданный вопрос. Правильный ответ – 6. Цитирую п. 4.1 ПДД: «При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств».
Вопрос о параллельности стоянки вдоль такого широкого края проезжей части оставляю открытым.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.
Фото: Фото автора