Ввести разделение водительских удостоверений на профессиональные и любительские предлагает Гильдия автошкол. По мнению членов некоммерческого партнерства, такая система позволит не только улучшить ситуацию в сфере пассажирских перевозок, но и снизит стоимость обучения для тех, кто профессиональным извозом заниматься не намерен. Предложение в скором времени будет рассмотрено в Госдуме. Идею уже поддержал ряд водительских сообществ. Но есть у нее и противники.
«Несмотря на то, что за год, прошедший после вступления в силу новых программ обучения водителей, автошколы смогли вложить сотни тысяч рублей в переоборудование площадок, оснащение классов и стали организациями, предоставляющими образовательные услуги по профессиональной подготовке водителей, самый важный вопрос разделения обучения водителей-любителей и профессиональных водителей, существенно влияющий на повышение качества обучения, до сих пор не решен, – говорит председатель правления Гильдии автошкол Сергей Лобарев. – Избыточные требования к подготовке водителей-любителей, составляющих основное количество обучающихся в автошколах, вынудили образовательные организации на треть увеличить стоимость обучения, что привело к тому, что граждане, не планирующие работать водителями по найму, начали искать легкие и не всегда законные пути получения водительского удостоверения».
Преподаватели автошкол не понимают, для чего заставлять автолюбителей изучать нормативно-правовые акты и разделы, знание которых необходимо лишь при получении профессии водителя. В частности, сейчас каждый рядовой ученик автошколы должен знать права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом; случаи, требующие согласования условий движения через железнодорожный переезд с начальником дистанции пути железной дороги; нормативно-правовые документы, регламентирующие использование фары-искателя, фары-прожектора и опознавательного знака автопоезда и так далее.
Система раздельной подготовки профессиональных водителей и водителей индивидуального транспорта существовала в СССР. Первую категорию готовили только учебные заведения системы Госкомитета по профессионально-техническому образованию и министерств союзных республик. Программ уподготовки разных категорий водителей отличались и содержанием и количеством часов.
«В большинстве стран мира отдельные программы для подготовки водителей-любителей и профессиональных водителей – стандартная практика. В Западной Европе после получения прав только через два-три года будущий профессионал допускается к прохождению переобучения, после которого сдает экзамен и получает сертификат профессиональной компетентности. Такой подход дает возможность проводить дифференцированное обучение, не формализовать учебный процесс, не заставлять граждан платить за обучение по тем дисциплинам, которые в обычной водительской практике им не понадобятся, а учить будущих водителей тому, что действительно важно – вождению в реальных дорожных условиях», – отмечает Сергей Лобарев.
Идею представителей автошкол уже поддержали некоторые профессиональные сообщества. Однако есть и противники возврата советской системы. «Такая система только создаст новые сложности для простых людей, – говорит председатель ассоциации таксистов Александр Артемьев. – Сейчас в такси работает много людей, потерявших в кризис работу. Заставить их пойти получать сейчас "корочки" не получится, они просто будут вынуждены уйти и с этой работы. Я считаю, что сейчас к таксистам и так довольно жесткие требования. Мы при приеме на работу смотрим, чтобы водительский стаж был не меньше трех лет и чтобы автомобиль был в хорошем состоянии. Раз в два месяца проводим дополнительные проверки. Новая система усложнит людям жизнь, а вот изменит ли она что-то в лучшую сторону – это вопрос».
Отметим, что есть основания сомневаться и в том, что разделение водительских категорий снизит стоимость подготовки водителей-непрофессионалов. Уже несколько лет подряд автошколы ведут разговор о том, что цена на обучение должна быть примерно в два раза выше существующей. Высокую стоимость образования объясняют отнюдь не сложностью учебной программы, а ценой обслуживания учебных автомобилей, бензина и необходимостью платить зарплату преподавателям.