Совсем скоро страховые компании при продаже полисов ОСАГО не смогут навязывать автовладельцам дополнительные услуги. Уже в октябре в профессиональные правила страховщиков внесут изменения, которые должны соблюдать все участники рынка.
С октября автовладельцы смогут вернуть деньги за дополнительные услуги при покупке ОСАГО. Российский союз автостраховщиков (РСА) введет пятидневный «период охлаждения», в течение которого автомобилисты смогут вернуть навязанные им в дополнение к ОСАГО добровольные полисы. Страхователи смогут вернуть деньги за полисы со сроком действия не более 30 дней и при отсутствии страховых событий в этот период. Продавцы полисов должны уведомлять о такой возможности всех клиентов. Таким образом, в РСА считают, что страховые компании перестанут навязывать автовладельцам дополнительные услуги.
Пока не определено, сможет ли страхователь получить назад всю сумму полностью, но в первоначальном проекте правил речь шла именно об этом (при условии, что за пять дней не произошло убытков). Ранее страховщики и ЦБ обсуждали идею ввести 14-дневный «период охлаждения», но эта инициатива не была одобрена – стороны решили, что длительный срок возврата денег будет способствовать росту мошенничества.
Сейчас навязывание услуг при продаже полисов ОСАГО – одна из наиболее частых жалоб в ЦБ на страховщиков, они исчисляются сотнями. Пользуясь тем, что ездить без страховки запрещено, нечистые на руку компании вступают между собой в сговор и навязывают автовладельцам дополнительные услуги.
В сентябре Арбитражный суд Северо-Кавказского округа подтвердил факт сговора между страховыми компаниями при заключении договора ОСАГО и оставил в силе решение Ростовского УФАС России о наличии сговора между страховщиками. В сговор между собой вступили 14 страховых компаний, работающих на территории Ростовской области. При этом почти все они входят в топ-20 страховых организаций страны и имеют филиалы почти во всех российских регионах.
По решению суда страховые компании теперь должны заплатить крупный денежный штраф. Все 14 страховых компаний привлечены к административной ответственности в виде оборотных штрафов. Общая сумма наложенных штрафов составила более 48 миллионов рублей. Более того, некоторые из компании уже неоднократно попадали в поле зрения Ростовского УФАС. Ранее комиссия Ростовского УФАС России установила, что ООО «Росгосстрах» отказывало гражданам в заключении договоров ОСАГО без прохождения технического осмотра автомобиля у определенных компаний.
С введением понятия «период охлаждения» у страховых компаний отпадет желание навязывать покупателям дополнительные страховые продукты. Подобное навязывание услуг является незаконным (часть 2 статьи 16 Закона о защите прав потребителей), однако многие водители об этом не знают и даже не пытаются отстаивать свои права. Теперь же защищать водителей от недобросовестных действий страховых компании будет Российский союз автостраховщиков.