Содержать машину с каждым днем становится все дороже. С учетом нестабильной экономической ситуации магазины запчастей и масел вынуждены поднимать цены. По данным аналитиков, расходные и горюче-смазочные материалы подорожали минимум на 30%.
Аналитики агентства «Автостат» провели исследование, в котором подсчитали, на сколько подорожали моторные масла в России с начала года. Анализ данных показал, что за год один литр отечественного моторного масла в среднем подорожал на 10 рублей, а один литр импортного – на 100 рублей. При этом больше всего цены выросли у трех брендов – Mobil, Total и Mannol (+34%), это больше, чем в среднем по рынку импортных масел (+31%). При этом отечественные масла подорожали незначительно. «Цены на моторные масла отечественных брендов за год выросли не так значительно: «ЛУКОЙЛ» (+12%), ТНК (+8%) и LUXE (+2%). В среднем по рынку отечественных масел повышение составило +7,5%.
«Сейчас на российском рынке моторных масел для легковых автомобилей представлена продукция почти 100 зарубежных и около полутора десятков отечественных производителей масел», – пояснила сотрудница агентства «Автостат» Светлана Целикова.
Большая часть запасных деталей подорожала пропорционально, в среднем на 30%, но есть позиции, где стоимость взлетела на все 200%. По словам экспертов, рост цен примерно на 15% наблюдается даже на отечественные детали, однако прежде всего ситуация сказывается на запчастях японских, немецких и американских производителей. В первую очередь подорожали товары не ежедневного спроса: кузовные детали и запчасти, которые не используются для технического обслуживания. Товары, пользующиеся наибольшим спросом, в которых автовладельцы нуждаются постоянно, поднялись в цене не столь значительно. На этом фоне была снижена маржа в части дилера-производителя.
Подорожание запчастей заставляет автовладельцев отказываться от дилерского сервиса, который и так пользовался не особым спросом. Большинство автовладельцев, скорее всего, предпочтет так называемый гаражный сервис: наверное, у каждого автолюбителя есть знакомый, который сможет недорого отремонтировать машину в своем личном или специально отведенном для этого гараже. А ведь это даже не СТО, деятельность которых, впрочем, также не лицензируется. Сомнительного качества детали и ремонтные работы – неизбежные атрибуты гаражного сервиса. По мнению экспертов, неминуемо появятся и те, кто решит обойтись без ремонта. Такие рисковые водители будут ездить на автомобилях, заведомо зная об их неисправности.
Повальный уход из официального автосервиса может привести к увеличению числа ДТП. Если та или иная деталь может отказать в любой момент и на любой скорости, не исключено, что вырастет количество трагических случаев. Даже новенькие дубликаты не дают стопроцентную гарантию: пускай внешне они выглядят точь-в-точь как оригинальные детали, нельзя быть уверенным, что для их производства использовался требуемый сорт металла и соблюдались все необходимые технологии. Но при дальнейшем удорожании запчастей большинство автовладельцев закроет глаза на гарантии ради экономии.