Осенью будущих автомобилистов ошарашил неожиданный «подарок» от МВД – серьезное ужесточение процедуры сдачи экзамена в ГИБДД. Приказ подписан главой ведомства Владимиром Колокольцевым и до сих пор находится на утверждении в Минюсте. И вот, спустя почти четыре месяца, представители автошкол выступили с критикой нововведения.
Новый регламент противоречит законодательству, может привести к появлению коррупции в Госавтоинспекции и должен быть переделан – вот главные тезисы некоммерческого партнерства «Гильдия автошкол», которое выступает за изменение будущей процедуры сдачи экзамена на водительские права. Удивительно, что это обращение появилось только сейчас, а не осенью, когда документ был направлен в Минюст.
Напомним, что в МВД решили усложнить тестирование будущих автолюбителей. Так, поменяется процедура сдачи теоретического экзамена. Его ограничат во времени – 30 минут, а если вы допустили две разрешенные ошибки, то за каждую придется отвечать на дополнительные пять вопросов. Список тестовых заданий на автодроме был расширен до 17 элементов, из которых придется выполнить пять, а не три. Каждое задание ограниченно во времени. Например, на «змейку» отводится две минуты. Экзамен в городе не претерпел изменений, однако на него теперь дается до 30 минут.
«Уже полтора года автошколы готовят водителей по новым программам, а экзамен в ГИБДД, к сожалению, принимается по старинке. Проект административного регламента МВД по приему экзаменов сейчас скрыт за семью печатями. В 2015 году Гильдия автошкол совместно с автомотосообществом провела экспертизу предложенных проектом МВД экзаменационных упражнений на закрытой площадке. Недочеты и результаты тестирования были переданы в ГИБДД», – говорит председатель правления НП «Гильдия автошкол» России Сергей Лобарев.
Основной критике подверглись новые задания.
«Почти треть упражнений, предусмотренных регламентом, не смогли выполнить инструкторы и профессиональные автомотоспортсмены. Мы не знаем, было ли учтено мнение профессионального сообщества при составлении документа в Минюсте. Предлагая в последнем проекте приказа установить норматив времени на выполнение упражнений, ГИБДД, видимо, хочет сделать из начинающих водителей спортсменов. Также не установлены требования к секундомеру, при помощи которого "вручную" будут замерять время. Соблазнов для злоупотребления будет достаточно. Не определены ответственные за безопасность учащихся и сохранность транспортных средств при проведении экзамена, так как на площадке во время экзамена не предусматривается нахождение инструктора и экзаменатора в автомобиле. Пришло время ГИБДД "спуститься с небес" и сесть за стол переговоров с профессиональным автосообществом, чтобы совместно разработать критерии допуска водителей к управлению автомобилем», – продолжает Сергей Лобарев.
В ГИБДД претензии автошкол не разделяют.
«После того как регламент был вынесен на общественное обсуждение, Госавтоинспекция рассмотрела все поступившие предложения от представителей общественности и экспертного сообщества, а также провела ряд общественных слушаний, заседаний экспертных советов и практических мероприятий. Так, в частности, на базе одной из столичных автошкол проводились контрольные замеры. В них приняли участие руководители и инструкторы автошкол, представители различных авто- и мотосообществ, представители ГИБДД. Были организованы площадки для упражнений в соответствии с требованиями регламента. И профессионалы попробовали их выполнить в указанное время. Необходимо отметить, что таблица баллов за различные нарушения при приеме экзамена была скорректирована именно с учетом предложений профессионального сообщества», – рассказали «Известиям» в пресс-службе ведомства.
Непосредственно в автошколах считают, что новый формат экзамена не изменит ситуацию на дорогах в лучшую сторону.
«Когда утверждали новый регламент, то меня интересовало, насколько ужесточение теории ответит требованиям безопасности. В одном из хороших и известных справочников приведена удивительная фраза: "Ужесточение сдачи теоретического экзамена никак не повлияет на ситуацию с безопасностью дорожного движения". Мы учим правила, все это хорошо, однако что изменит, если за ошибки появятся дополнительные вопросы?» – задается вопросом преподаватель автошколы Юрий Панченко.
Пока стороны конфликта не сошлись в едином мнении, в ГИБДД сообщили, что в России серьезно сократилось количество желающих получить водительские права. В 2015 году обладателями заветной «корочки» стали 1,87 млн человек, что на 600 тысяч меньше, чем в 2014 году. Сокращению на 22% поспособствовал экономический кризис. Автошколам приходится заманивать новых клиентов существенными скидками на обучение. По мнению экспертов, если ситуация не изменится, то это приведет к массовому закрытию подобных учебных заведений.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com