Сперва машина, потом деньги. В третьем и последнем чтении принят законопроект о постоплате за эвакуацию автомобиля. В силу он вступит уже 1 сентября текущего года. А мы пока расскажем, как будет действовать новый механизм, а также сколько именно и когда нужно будет заплатить за эвакуацию.
Как было раньше?
До принятия закона о постоплате за эвакуацию нарушитель мог получить свой автомобиль только после полной оплаты доставки и хранения автомобиля на штраф-стоянке. Сложность заключалась в том, что водитель, не имеющий нужной суммы на руках, вынужден был оставлять эвакуированную машину. Между тем стоимость оплаты хранения авто на штраф-стоянке – почасовая. В итоге чем дольше владелец будет искать средства для вызволения своего ТС – тем больше итоговый ценник.
Отметим также, что чаще всего стоимость эвакуации превышает сумму штрафа за нарушение, из-за которого автомобиль был увезен на штраф-стоянку.
Как будет?
С 1 сентября автомобили будут возвращаться владельцам «незамедлительно после устранения причины их задержания». То есть, например, если вы запарковались в запрещенном месте, а бдительный эвакуаторщик увез вашу машину, нарушение фактически уже устранено. Транспортное средство вам вернут, даже если вы еще не оплатили его доставку и хранение.
Когда нужно платить?
Изначально планировалось дать автомобилистам срок оплаты эвакуации, соразмерный со штрафами – то есть 70 дней, включая 10 дней для возможности обжалования. Именно такие условия были прописаны в документе, рассмотренном и принятом во втором чтении. Сейчас ситуация немного изменилась. Согласно новой редакции, оплата должна производиться «в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта». Другими словами, решение о тарифах и сроках оплаты будет приниматься на местах в каждом регионе. При этом один из авторов поправок первый зампред конституционного комитета Госдумы Вячеслав Лысаков подчеркнул, что у водителей будет как минимум 10 дней на обжалование штрафа и, соответственно, самого факта эвакуации.
Что, если эвакуация будет успешно оспорена?
В этом случае об оплате перевозки и хранения авто на штраф-стоянке можно будет благополучно забыть. Если суд признает правоту автомобилиста, компенсировать расходы эвакуаторщикам будет федеральный или региональный бюджет.
Какие будут расценки на эвакуацию и хранение на штраф-стоянке?
Тарифы на эвакуацию будут устанавливаться региональными властями. Это значит, что в каждом субъекте они могут быть разными. Однако чтобы ограничить аппетиты фирм, осуществляющих эвакуацию автомобилей, принято решение о внедрении новой методики расчета цен. Занимается ее разработкой Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Согласно концепции, озвученной руководителем ФАС Сергеем Пузыревским, новая методика будет складываться из технических параметров автомобиля (каких именно – пока не уточняется), затрат на топливо, амортизацию, содержание, страховку эвакуаторов, а также из заработной платы самих эвакуаторщиков и другого персонала. При этом доходы фирм, занимающихся данной деятельностью, не должны превышать 9-10%.
Точные тарифы в регионах будут известны ближе к осени.
Рады ли изменениям эвакуаторщики?
Не думаем. Посудите сами – доход компаний, занимающихся данной деятельностью, может значительно снизиться. Раньше человек, не имеющий возможности заплатить сразу и забрать автомобиль, в итоге получал более солидный счет, а компания – больший куш. Теперь такого не будет.
Кроме того, раньше автомобиль на штраф-стоянке был своего рода гарантом, что эвакуация будет оплачена – машину-то иначе не забрать. Теперь же компаниям придется надеяться на добропорядочность водителей, забравших свои ТС без предоплаты.
К слову, срок на оплату в 70 дней был отменен в том числе и в угоду эвакуаторщикам. Иначе им, по сути, пришлось бы работать два месяца в кредит – до тех пор, пока нарушитель не соизволит погасить долг.
Что нужно, чтобы забрать автомобиль со штраф-стоянки?
При себе необходимо иметь следующие документы:
водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа – и на прицеп;
полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
Фото: Фото Александра Файрузова