В 2017 году цены на бензин расти, увы, не перестанут. Более того, за счет повышения налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль планируется набрать в бюджет 200 млрд рублей. Вопрос в том, ляжет ли бремя на плечи потребителя или оброком «наградят» нефтяные компании. Сколько будет стоить литр топлива в розницу в грядущем году, разбирался наш сайт.
Установка следующая – за счет топлива набрать в бюджет ни больше ни меньше как дополнительные 200 млрд рублей (хотя, думаем, от «больше» никто бы не отказался). Делать это будут за счет повышения налогов. Причем, от того, какие именно это будут налоги, зависит конечный ценник продукта на заправках всей страны. РБК сообщает, что на совещании по налогам в нефтяной отрасли, состоявшемся на прошлой неделе, было предложено несколько схем набора дополнительных средств.
Итак: нужно 200 миллиардов рублей. Есть три уравнения – от Минфина, Минэнерго и самих нефтяников. Каждое их них представляет собой разную компиляцию повышений акцизов на топливо, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортных пошлин. Рассмотрим их.
С 1 апреля 2016 года топливные акцизы были увеличены на 2 руб./л для бензина и на 1 руб./л для дизельного топлива. Причем это повышение было внеплановым: первое, по графику, случилось в январе 2016. Тогда акцизы были увеличены на бензин четвертого класса – на 2,4 руб./литр до 7,9 руб./литр; акциз на дизтопливо составил 3,3 руб./литр.
Министерство финансов
Минфин предлагает добирать недостающую сумму в основном за счет повышения нагрузки на нефтяные компании – повышения НДПИ на 473 рубля, до 1392 рублей за тонну. Таким образом получится «добыть» 232 млрд рублей. Но это еще не все. Министерство финансов также предлагает снизить экспортную пошлину с сегодняшних 42% до 30%, а также слегка срезать акцизы на топливо: на бензин – с 10,13 тыс. руб. до 7.43 тыс. руб. за тонну; на дизельное топливо – с 5,29 тыс. до 5,1 тыс. руб. за тонну.
Итог: 200 мрлд рублей набраны, цены на топливо меняются: бензин дешевеет на 80 копеек за литр, дизтопливо – дорожает на 60 копеек.
Министерство энергетики
Минэнерго, судя по всему, предлагает возложить основную нагрузку на акцизы на бензин и другие нефтепродукты. Их повышение, согласно уравнению ведомства, принесет в бюджет 136 млрд рублей.
По сценарию Минэнерго акцизы на бензин и дизтопливо должны вырасти на 2,7 тыс. и 1,36 тыс. руб. соответственно по сравнению с налоговым маневром (в итоге акцизы на бензин останутся на уровне 2016 года – 10,13 тыс. руб., а на дизтопливо даже вырастут с 5293 до 6453 руб.), сообщает РБК.
Недостающие 64 млрд рублей Минэнерго планирует изъять у нефтяников – повысив НДПИ на 128 рублей – до 1047 рублей за тонну.
Итог: 200 мрлд рублей набраны, цены на топливо меняются: бензин дорожает на 1,6 руб. за литр; дизтопливо дорожает на 1,9 руб. за литр.
О том, что ожидать снижения акцизов на топливо в ближайшие пять лет даже и не стоит, мы рассказывали в материале «Бензин дорожает: кому дать по рукам?»
Нефтяники
В совещании по налогам в нефтяной отрасли приняли участие главы «Сургутнефтегаза» и «Башнефти» Владимир Богданов и Александр Корсик, менеджеры ЛУКОЙЛа, «Роснефти» и других нефтяных компаний. Большинство из них предложили следующую схему добора 200 млрд рублей: первую половину суммы получить за счет повышения экспортной пошлины на 300 рублей за тонну нефти, вторую – заложить в акцизы на нефтепродукты. НДПИ повысится при этом на 62 рубля, до 919 руб. за тонну.
Итог: 200 мрлд рублей набраны, цены на топливо меняются: бензин дорожает на 1,5 руб. за литр; дизтопливо дорожает на 70 копеек за литр.
Правда, не все компании такую схему поддержали. Так, по неподтвержденным данным, «Роснефть» предлагает все 200 млрд выручить за счет роста акцизов.
Подчеркивается, что все эти схемы пока носят характер предварительного предложения, а значит – вполне могут видоизмениться. Как бы то ни было, уже тот факт, что 200 млрд в следующем году откуда-то брать все же придется, дает понять – избежать повышения цен на топливо не выйдет.
Что с ценами на бензин сегодня?
По данным Росстата, в сентябре средняя стоимость бензина АИ-95 по России составила 38,28 руб. Ценник на АИ-92 в среднем составляет 35,9 руб. Литр дизеля обходится россиянам в 35,51 руб.
Если смотреть на единоразовые повышения цен на топливо, они не представляются такими уж пугающими – как правило, в новостных лентах появляются сообщения о подорожаниях на копейки. Однако, если рассматривать более длительные периоды, становится тревожно. Так, по данным агентства «Автостат», только в период с января по июнь 2016 года рост цен на бензин составил 6,1%. А теперь заглянем еще чуть дальше в прошлое.
Динамика розничных цен на АИ-95 и АИ-92 для России, по данным сервиса Yandex.ru
С начала 2016 года АИ-95 в России подорожал на 1,62 руб. За пять лет рост составил 10,6 рублей (в августе 2011 литр АИ-95 стоил 27,66 руб.). Ценник на АИ-92 с начала 2016 года скакнул на 1,5 руб. За пять лет рост составил почти 10 рублей.
А между тем каждый лишний рубль в цене бензина – это почти 2000 рублей дополнительных расходов для автомобилиста в год, что сопоставимо с транспортным налогом на машину небольшой мощности (расчет при условии среднего расхода – 10 л/100 км, пробег – 20 тысяч км в год).
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com