Правительство утвердило поправки к Правилам дорожного движения: первый пакет касается круговых перекрестков, второй расширяет полномочия камер видеофиксации: теперь они смогут штрафовать за создание затора на перекрестке. Попутно ужесточается наказание за непропуск пешехода, а в городах могут появиться зоны «успокоенного движения». Сайт 63.ru разбирался, как ездить по новым правилам.
Зачем нужны «кольцевые» изменения
В правилах появляется новый п. 13.11.1, который устанавливает безусловный приоритет кольца на перекрестках с круговым движением. Обратите внимание, что такой перекресток должен быть обозначен знаком 4.3.
Изначально в России царила кольцевая неразбериха: подобные перекрестки часто имели некруглую форму, а главная дорога могла идти как угодно, например, захватывать лишь сектор кольца.
В 2010 году вопрос попытались упорядочить, предписав дорожникам делать круговые перекрестки главной дорогой. В тех местах, где логика движения предполагала, что кольцо — не главная дорога (или не полностью главная) с перекрестков попросту убирали знак «Круговое движение».
Для водителей с тех пор почти ничего не изменилось: п. 13.9. все равно устанавливал приоритет кольца исключительно при наличии знаков «Уступи дорогу» или «Движение без остановки запрещено» на въезде. Формально это приводило к спорным ситуациям: например, кольца без знаков приоритета по идее не были главными, и движение на них регулировалось правилом «правой руки».
Новые изменения вносят окончательную ясность в вопрос: теперь круговые перекрестки, обозначенные знаком, являются главной дорогой по умолчанию.
Рассмотрим на примерах
Самая простая ситуация: круговое движение обозначено знаками 4.3, «Уступи дорогу» и «Направление главной дороги». Двух толкований быть не может: приближаясь к такому кольцу, нужно уступать тем, кто движется по нему. Въезжать, кстати, можно с любого ряда, но показывать правый поворотник обязательно.
Ниже тот же перекресток без знаков приоритета. В новой редакции правил кольцо все равно остается главной дорогой, и уступать должен тот, кто въезжает.
А на следующей фотографии перекресток, с которого исчез и знак «Круговое движение» — несмотря на круглую форму, он уже не считается кольцом, а значит в отсутствие знаков приоритета руководствоваться нужно правилом правой руки. То есть, уступает тот, кто на кольце. Такая схема используется редко.
Ниже еще одна ситуация: знака кругового движения нет, зато есть знаки приоритета. Они же и регулируют движение, а на пересечении равнозначных дорог нужно руководствоваться п. 13.10 и 13.11 (проще говоря, уступать помехе справа).
Теперь добавим противоречивости: на следующем коллаже показана комбинация знаков, недопустимая по современным нормативам — знак кругового движения предполагает приоритет кольца, а остальные знаки — нет.
В последнем случае нужно быть готовым уступать при необходимости. Недосмотр дорожников налицо, но разборки с ними могут затянуться — в таких случаях лучше перестраховаться и пропустить, а уже потом подать жалобу в администрацию на неверную расстановку знаков.
Как проезжать экс-кольца
На фотографии ниже пример бывшего кольцевого перекрестка, который превратили в обычный, убрав знак круговое движение и отрегулировав движение знаками приоритета. Многие до сих пор путаются с правилами проезда таких экс-колец.
Вот одно из главных отличий: двигаясь в левом ряду по главной дороге, такой перекресток можно проехать насквозь. Тем же, кто хочет развернуться, нужно предварительно занять левый ряд, а при перестроении уступить автомобилям, которые едут прямо. Кружить по внешнему радиусу на таких перекрестках нельзя (если это не разрешено отдельно, например, с помощью разметки).
Не наступите на «вафлю»
Но если с кольцами ситуация развивалась эволюционно, то разметка-вафля меняет кое-что по существу: отныне штрафы за выезд на перекресток при заторе впереди будут выписываться систематически с использованием камер видеофиксации.
Вообще часть 1 ст. 12.13 КоАП РФ предусматривает за это штраф в 1000 рублей, но применяется он крайне редко. Между тем выезд на забитый перекресток нередко приводит к разрастанию пробки в поперечном направлении.
В новой редакции ПДД появляется желтая разметка 1.26, которой обозначается пересечение. Интересно, что отныне правило «не выезжать при заторе» касается лишь перекрестков, обозначенных «вафлей», либо соответствующим знаком 1.35 «Участок перекрестка», форма которого еще не опубликована. Запрет не распространяется на автомобили, которые поворачивают направо или налево (неясной остается ситуация с разворотом).
Фиксировать нарушение будут автоматические комплексы. При подъезде к перекрестку с «вафлей» водители обязаны проезжать желтый квадрат безостановочно. Если горит зеленый, но на дальней границе квадрата скопились машины, въезжать на пересечение нельзя.
Правда, описанные выше поправки заработают лишь через полгода: за это время наверняка разметку-«вафлю» успеют нанести на некоторые проблемные перекрестки.
За пешеходов — штраф до 2500 рублей
Начинают действовать поправки в ст. 12.18 КоАП, которые увеличивают максимальный штраф за непропуск пешехода: если до сих пор он составлял 1500 рублей, то теперь может быть в диапазоне 1500–2500 рублей.
Спорным остается вопрос, как именно нужно пропускать пешехода: напомним, что даже на многополосных дорогах сотрудники ГИБДД вменяют непропуск пешехода, даже если он находится в десятках метров от автомобиля, как на видео ниже.
Водителей успокоят принудительно
А вот идея на перспективу: Минтранс разрабатывает комплекс мер, призванных искусственно затормозить поток, и в числе предложений — зауженные полосы, волнообразная разметка, островки безопасности, которые вынудят водителей ехать зигзагом. Некоторые двухсторонние дороги планируют переделать в зауженные однополосные, установив приоритетность проезда с помощью знака.
На первый взгляд, идея кажется абсурдной, но речь, судя по всему, об инициативе внедрить в России так называемые «зоны успокоенного движения», где пешеходы имеют приоритет, а водители не могут разгоняться свыше 20 км/час. Предложенные меры, видимо, адресованы не магистралям общего назначения, а именно «успокоенным» территориям, которые с точки зрения ПДД будут близки к жилым зонам.