На дорогах Самары замечен «Аватар». Так прозвал свое авто владелец первого в городе электромобиля «Ягуар». На что способна эта ласточка? Почему она с легкостью заменила мощный кроссовер «БМВ» и оказалась в обслуживании дешевле даже малолитражек? Подробности — в обзоре 63.RU.
Мы встречаемся с хозяином «Ягуара» на парковке одного из самарских ЖК. Мужчина избегает публичности, но не против поделиться с горожанами своей новой философией автобытия. Признается, что ему всегда нравились технически интересные современные машины. Но вот после покупки электромобиля его прежний автомобиль BMW Х6 простаивает в гараже.
— Вы знаете, мне захотелось ощущения будущего. Производители бензиновых машин идут по пути модернизации, но без фанатизма: всё конструируют очень похоже. Обратил внимание на электромобили и решил приобрести, попробовать. С этого момента все привычные машины, даже премиум-класса — «Лексусы», «Порше», «БМВ», «Мерседесы», напоминают мне о прошедшей эпохе. И много людей, которые едут в машинах, с интересом рассматривают «электричку»: думаю, подсознательно понимают, что это будущее. С покупкой электромобиля у вас меняется философия. Уже нет нужды беспокоиться, где и чем ты заправишься. Всё уже понятно, — считает владелец машины.
Юный «Ягуар» заряжается от простой розетки. Причем на это не нужно много времени. Если ежедневный пробег составляет около 100 км, то зарядка длится примерно 6–7 часов.
— Обычно я приезжаю вечером домой где-то в 19:00. Подключаю ее к розетке 220 вольт. За полночи она уже заряжена. Вообще аккумулятор рассчитан на 90 киловатт-часов. Если ехать спокойно, экономить, то машина потребляет где-то 20 киловатт-часов. Зарядки хватает примерно на 450 км. Если это обычная езда (город-пригород, не экономить), то машина потребляет около 24 киловатт-часов. Зарядки хватит на 370–380 км. КПД у «Ягуара» — около 95%, поэтому потерь очень мало, — объяснил автомобилист.
Электромобиль в «Ягуаре» практически ничего не выдает. Внешне это обычная машина премиум-класса. Только здесь совершенно тихо, нет привычного рева мотора. Нажимаем на газ — и будто дыхание сперло! А электромоторы-то очень мощные и приёмистые!
— Она может давать такие ощущения с каждого светофора. Всегда готова к скорости. До 100 километров можно разогнаться спокойно за 4,8 секунды. Такую мощность обеспечивают всего два электромотора на неодимовых магнитах — по одному на каждую ось. Для сравнения, у «Теслы» моделей S и X моторы асинхронные и менее эффективные. При этом двигатели «Ягуара» очень компактные: 20 см с небольшим диаметром и около 40 см в длину. Они идут вместе с одноступенчатым планетарным редуктором. Отдача всей этой установки — около 400 лошадиных сил, — говорит владелец.
Но любителям гонок лучше поумерить аппетиты. Больше 200 километров в час электромобиль просто не позволит разогнаться. Электроника ставит ограничение. Зато можно даже не беспокоиться об усталости в пробках.
— Есть тут такая фишка, что машина сама по себе в пробке двигается. Нужно выбрать специальный режим. Она сама трогается, сама тормозит. При этом держит полосу. Есть сканер дороги, чтобы машина подстроила жесткость амортизаторов под условия. Очень удобно на наших дорогах! — считает хозяин «Ягуара».
Конечно, стоит такая машинка не мало — от 6 миллионов рублей и выше, в зависимости от комплектации. Но в обслуживании она оказалась дешевле своих бензиновых сородичей, в том числе и недорогих:
— Я купил «Ягуар», потому что он больше других электромобилей похож на авто премиум-класса. И в плане кузова, и в плане салона. Но в итоге получил существенную экономию. Гарантия на батарею — 8 лет. Техобслуживание входит в стоимость машины. Да в машине и ломаться нечему. Менять нужно только тормозную жидкость и салонный фильтр. Тормозные колодки практически не используются, можно управлять в одну педаль: отпускаешь газ, машина затормаживается, и включаются стоп-сигналы. Я подсчитал, что за 5 лет экономия составит около 700 тысяч рублей, если сравнивать с машиной премиум-класса на дизельном топливе. Если используете бензин — еще больше.
По словам мужчины, электромобиль — как костюм. Сразу хочется подтянуться к современным технологиям и завлечь к этому других:
— Мой электромобиль — 54-й в регионе и первый «Ягуар» в городе Самара. Это серьёзно на экологию не влияет, к сожалению, но интересно рассказать остальным автовладельцам: нет заметных проблем эксплуатировать электромобиль, проявляйте интерес у дилеров, чтобы их привозили больше. Давайте развивать инфраструктуру: ставить заправки — как быстрые на трассе, так и обычные заправки у торговых и офисных центров. Давайте будем заниматься раздельным сбором мусора, будет делать нормальные компании и производства: делать жизнь лучше прямо здесь и сейчас. Давайте будем вести себя на дороге мягче, экологичнее. Хватит доказывать, кто самый ужасный на дорогах. Нам нужны безопасность и комфорт.
Автомобилист считает, что Самара может стать городом-передовиком в этом плане:
— Вы только представьте, как в городе станет легче дышать. К тому же это огромный шаг вперед в плане логистики и энергетики. Сейчас есть проблема равномерного потребления энергии ночью с электростанций. Представьте, тысячи машин заряжаются ночью. Может, это будет одним из решений проблемы. Но при этом нужна инфраструктура — публичные зарядки на парковках, около торговых и офисных центров. Если покупаешь электромобиль — должен знать, где его зарядишь. А сейчас многое непонятно, но самое главное, что электромобиль — это удобно и не проблемно.
Александра Ламзина