
«Да ладно, он едет?!» — прохожие очень эмоционально реагируют, увидев «Москвич-401» Александра Антонова. Самарцу удалось сохранить автомобиль в хорошем состоянии, да еще и на ходу. Правда, чтобы ретромашина поехала, в нее нужно вложить много денег и сил, что и сделал наш герой. Историю своего железного коня Александр рассказал 63.RU.
Посмотрите видеоверсию интервью.
«Москвич-401» — автомобиль, который выпускался на заводе МЗМА с 1954-го по 1956 год. Он представлял собой усовершенствованную версию первого массового автомобиля в СССР — «М-400». По конструкции был идентичен автомобилю Opel Kadett K38. Всего за 10 лет выпустили 216 006 «Москвичей-401» в корпусе седан и 17 742 кабриолета. Его розничная цена составляла 9000 рублей. Для сравнения: зарплата советского человека в 1954 году составляла 699 рублей.
В семье Антоновых «Москвич» появился в 1954 году. Его купила сыну прабабушка Александра, Мария Андреевна Антонова. В то время ей было уже 70 лет.



Дедушка Александра был инженером. В их доме сохранилось множество патентов на изобретения, поэтому и к автомобилю он подходил очень творчески. Мужчина первым начал модернизировать автомобиль: установил двигатель и приборную панель от «М-407». Инженер ездил на «Москвиче» до последнего, а затем за руль сел и его сын.

Отец Александра управлял автомобилем относительно недолго, но продавать его отказался. Он перекрасил машину в кофейно-коричневый цвет и в начале нулевых законсервировал в гараже.
В это время проходила юность и нашего героя. Александр Антонов с 5 лет увлекался техникой, а уже в 12 приобрёл свой первый автомобиль. Это был СМЗ С-3Д. Его он купил на сэкономленные деньги, которые ему выдавали родители.
С возрастом Александр поменял несколько «Запорожцев» и «Москвич-2140». Увлёкся гонками и ездил на ВАЗ-211». Когда герой женился, он остановил свой выбор на семейном и практичном автомобиле Chevrolet Niva.
Но вскоре Александр увлёкся ретротематикой и вспомнил о стареньком «М-401», который всё так же ждал своего часа в гараже на Ярмарочной.
— Когда я его увидел, автомобиль был в плохом состоянии. Дно прогнило, был необходим капитальный ремонт. Тогда я собрался с силами и разобрал автомобиль. Запчасти разложил по всему гаражу и дворовой территории. Я установил турбину от Toyota Land Cruiser Prado, хотя делать это запрещали все инженеры и специалисты. Они говорили, что современная турбина на ретродвигателе взорвёт автомобиль, но я всё равно поставил. Просто чувствовал, что всё будет нормально. Аппарат заработал, и пока сбоев не было, — рассказал Александр Антонов.


Турбокомпрессор, или турбина — это дополнительное устройство двигателя, которое использует энергию уже отработанных газов. С помощью неё можно увеличить мощность двигателя на величину от 25 до 100%.
Мастер признаётся, что за 12 лет он сделал лишь 20% работы. Только на то, чтобы перебрать по болтикам двигатель, у них с отцом ушло 5 лет. Когда удалось устранить признаки ржавчины и привести в порядок основные детали, Александр принял решение перегнать автомобиль во двор своего многоэтажного дома. Гараж оказался очень тесным, между автомобилем и стенками едва мог протиснуться человек.
— В процессе реставрации я решил создать гармонию ретро и современности. Автомобиль перекрасил и сделал матово-чёрным, теперь хочу вернуть всё так, как было. У меня установлена стандартная рама от дивана, я добавил деревянное основание, сидушки, шумоизоляцию и подстаканники. Полы буду выкладывать морёными досками. С панелью та же история. Большое спасибо деду, что поменял её в своё время. Классические кружки мне совсем не нравятся. Я дополнил композицию часами и деревянной окантовкой, — делится мастер.
На рычаге передач у Александра установлена ручка с розочкой в стекле.
— Многие считают это колхозом, но я хочу отдать дань 90-м годам. Оставить её и сохранить.
Все усилия Александра не прошли даром, и автомобиль начал ездить, хотя и с переменным успехом.
— Каждый выезд на ней что-то выходит из строя. Чтобы куда-то поехать, мне обязательно нужно что-то найти, соорудить или подобрать. Я вкладываю в машину всё, что есть в кармане. Она даёт мне отдых от основной работы сантехником, хотя по сути здесь то же самое. Разница только в том, что кроме сил я вкладываю душу, — рассказывает Александр.
Реставрация автомобиля — очень дорогое удовольствие. Большинство деталей приходится искать по всей стране либо делать на заказ. Поэтому на капоте «Москвича» Александр установил копилку с гордой надписью «На кузов». Он не ожидал, что в Самаре так много отзывчивых людей. За две недели, что мужчина выезжал на машине в центр города, он насчитал почти 5000 рублей поддержки от горожан.



У «Москвича-401» нет половины капота. Александр планирует сделать её прозрачной, тем самым обозначив основную фишку в виде турбины на ретродвигателе. Поэтому сейчас владелец «Москвича» ищет компанию, которая сможет согнуть плотный прозрачный пластик, подогнав его под изгибы автомобиля.

— В управлении «Москвич» чуть сложнее современной машины. На все движения нужно больше усилий, — комментирует владелец машины.

Рессора — упругий элемент подвески транспортного средства. Рессора передаёт нагрузку от рамы или кузова на ходовую часть, смягчая удары и толчки при прохождении по неровностям пути.
Для того чтобы полностью восстановить автомобиль, Александр ищет запчасти по всей России. Сейчас «Москвичу-401» не хватает нескольких молдингов и сойка.