Еще в феврале при личной встрече с корреспондентом сайта 63.ru глава УФАС по Самарской области Петр Торкановский признал, что немаловажной целью сегодняшнего мониторинга финансовых рынков нашей области является предоставление максимально полной информации от коммерческих банков. «Необходимо исключить все двусмысленности в рекламных объявлениях, чтобы потребитель точно знал, во сколько ему обойдется этот кредит или сколько он сможет заработать на данном вкладе», – считает Петр Торкановский. И вот уже в этом году в поле зрения Самарского УФАС попали рекламы вкладов ОАО «Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития» и автокредитов самарского филиала ОАО «Импэксбанк». В первом случае антимонопольная служба посчитала необходимым приводить таблицу, в которой будет указана градация процентных ставок в зависимости от величины депозита. В рекламе же автокредитования Импэксбанка работники УФАС посчитали рекламный текст не достаточно полным.
К чести банков, замечания были приняты к сведению. И если в случае с «Межрегиональным Волго-Камским банком реконструкции и развития» исправление ошибок оказалось не столь затруднительно, то пожелания с Импэксбанком вообще поставили под вопрос массовое размещение рекламы. По словам заместителя директора департамента по управлению сетью Импэксбанка Максима Гурова, уличные баннеры абсолютно не приспособлены к столь развернутой информации, как и ограниченные газетные «белки». «В ходе беседы представители УФАС дошли до того, что заявили: если банк не сообщил в рекламе, что кредиты предоставляются не каждому обратившемуся заемщику, а только отвечающим определенным критериям по платежеспособности, и не разместил в той же рекламе критерии оценки, то такая реклама является публичной офертой, и банк обязан в силу закона выдавать кредиты всем подряд. Но, таким образом, следующим требованием может стать размещение полного текста анкеты заемщика, а она – на несколько листов», – опасается представитель Импэксбанка. «Это хорошо, например, размещать у вас на сайте, где возможности Интернета не ограничены, но остальные средства рекламы остаются теперь под вопросом, – делится проблемой Максим Гуров. – Буквальное же исполнение этих требований УФАС на руку только мошенникам и приведет к разрушению банковской системы, поскольку любой банк экономически должен выдавать кредиты только тем лицам, которые в состоянии их возвращать».
Действительно, многие представители КБ не против предоставлять максимальную информацию. Но большинство средств рекламы достаточно ограничено по площади и возможностям, что превращает столь большой массив информации в нечитабельный текст. Как высказал опасение один из банкиров, столь жесткие требования сделают невозможным массовую рекламу отдельных банковских продуктов и всем придется для продолжения PR-акций перейти на общие фразы. В этом смысле фразы от ГаБы «Беру вклады» и «Даю кредиты» являются гениально безупречными с точки зрения антимонопольного законодательства.
Таким образом, может сложиться ситуация, что в борьбе за интересы потребителя из-за недостатка информации в результате пострадает сам же потребитель. «Ведь обидно не то, что нам пришлось снять баннеры по всему городу и прекратить рекламу в других средствах массовой информации, а то, что автокредиты от Импэксбанка, действительно, являются сейчас одними из самых выгодных, но об этом узнать населению неоткуда», – констатирует Максим Гуров.