К началу 2008 года в электричках прекратят взимать штрафы с безбилетников в электричках. Тем не менее, это не будет означать раздолья для многочисленных «зайцев». Билеты теперь будут продавать прямо в поезде с небольшой наценкой за обслуживание. С таким предложением выступили ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Накануне, 16 мая, президент РЖД Владимир Якунин сообщил, что вопрос об упразднении контрольно-ревизионной службы будет поднят уже на ближайшем заседании правления РЖД. Но многие пассажиры уже привыкли вместо покупки билета по полному тарифу готовить небольшую мзду для ревизоров. Глава РЖД отметил, что люди видят, как контролеры открыто берут деньги, не неся никакой ответственности: «Позорить себя и имя компании тем, что наши контролеры на глазах, прилюдно, берут взятки, не будем». Это одна из основных причин исключения службы контроля в ее нынешнем виде из структуры РЖД. Но на ее место придет другая.
В пресс-службе РЖД пояснили, как будет действовать новое образование. Контролеров-ревизоров переведут в разряд разъездных кассиров. Поэтому пассажиры, которые не успели приобрести билет из-за боязни опоздать на электричку или из-за перерыва в единственной пригородной кассе, смогут купить билет прямо в вагоне.
Эта система уже хорошо показала себя на Горьковской железной дороге. Если идея будет одобрена, ввести ее на всех направлениях можно будет к концу 2007 – началу 2008 года, уточнили в пресс-службе.
Таким образом, понятие штрафа за безбилетный проезд должно уйти с пригородных перевозок. За новый вид услуги, которым является передвижная касса, надо будет незначительно доплатить. Напомним, что сейчас дополнительный сбор за обслуживание (включая НДС) составляет 17 рублей 70 копеек. Над новым видом кассиров будет стоять небольшая группа ревизоров-инспекторов, контролирующих их деятельность.
«Пока это только предложение, с которым обратилось руководство РЖД в Министерство транспорта РФ, – комментирует начальник службы по связям с общественностью Куйбышевской железной дороги Мария Алмазова, – но эта проблема действительно существует, для нас она очень серьезная. Сейчас контролеры не имеют права штрафовать безбилетников, а могут лишь высадить на ближайшей остановке. Убытки, которая несет компания, должны компенсировать органы власти».
В то же время можно предложить, что при положительном решении РЖД придется столкнуться с множеством организационных вопросов, которые возникнут при введении новшества, среди которых главные – кадровый вопрос и проблема безопасности. Ведь чтобы охватить всех безбилетников, необходимы кассиры в каждый поезд каждого направления. На Западе эта проблему решили с помощью пластиковых карт. Если же пассажиры будут оплачивать проезд наличными, то нужно подумать и о безопасности кассира, который будет целый день ходить с крупными денежными суммами по вагонам.