Тольяттинский Национальный торговый банк (НТБ) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском о взысканиии долга с самарского завода «Моторостроитель». Величина задолженности составляет три миллиона рублей. Эксперты уверены, что банкротство предприятия не состоится, а долг могут реструктуризировать.
ОАО «Моторостроитель» является крупнейшим предприятием авиационного и космического двигателестроения. Предприятие производит авиационные газотурбинные двигатели для газоперекачивающих агрегатов магистральных газопроводов, блочно-модульные электростанции, жидкостно-реактивные двигатели космических ракет, а также подвесные лодочные моторы «Вихрь» для катеров и яхт. ОАО «Моторостроитель» является основным поставщиком приводов газоперекачивающих агрегатов магистральных газопроводов для ОАО «Газпром». Однако, в последние несколько лет завод был вынужден активно кредитоваться у различных финансовых учреждений, в том числе, и у банков. Сейчас основными кредиторами завода являются Поволжский банк Сбербанка России и банк «Зенит».
Предприятие рефинансировало свои кредитные задолженности с помощью выпуска облигационных займов. Завод выходил на долговой рынок дважды: в конце 2005 года и летом 2007 года. В займе первой серии Мотостроитель выпустил 800 тысяч облигаций номинальной стоимостью 800 миллионов рублей. Займ второй серии составил один миллион облигаций номинальной стоимостью один миллиард рублей. По данным, опубликованным на сайте компании, 80% вырученных средств должны быть направлены на погашение долгов, а 20% – на пополнение оборотных средств.
Таким образом Моторостроитель выплатил Национальному торговому банку 10 миллионов рублей по основному долгу вексельного кредита. А вот проценты, набежавшие за это время и составляющие три миллиона рублей, предприятие пока банку не вернуло. Об этом Dengi63.ru сообщила руководитель центра по связям с общественностью НТБ Ирина Яновская. Иск поступил в Арбитражный суд Самарской области 9 ноября, первое судебное заседание состоится 22 ноября.
Эксперты считают, что едва ли у служителей Фемиды будут основания признать завод несостоятельным, то есть банкротом. Поскольку сумма задолженности в три миллиона рублей не слишком обременительна для преприятия, прибыль которого по итогам 2006 года составила три миллиарда рублей. Кроме того, как известно, Моторостроитель находится в сфере стратегических интересов страны: вместе с «СНТК Кузнецова», ОАО «Самарское конструкторское бюро машиностроения»,ООО «НПО Поволжский АвиТИ»,«Металлист-Самара» он войдет в холдинг на базе пермского ОАО «НПО Сатурн» (с участием Уфимского моторостроительного производственного предприятия и Пермского моторостроительного комплекса).
Велика вероятность того, что банковский долг завода могут реструктуризировать с помощью корпорации «Оборонпром» – дочерней структуры Рособоронэкспорта (РОЭ). «Оборонпром в сотрудничестве с Роспромом и Роскосмосом прорабатывают программу финансового оздоровления Моторостроителя, в том числе ведут переговоры с руководством Национального торгового банка о возможности реструктуризации долга», – сообщил пресс-секретарь ОПК «Оборонпром» Илья Якушев.
Аналитик ИК «ФИНАМ» Константин Романов не исключает, что судебный процесс мог быть инициирован в интересах РОЭ: «НТБ контролируется ВЭБом, что повышает вероятность этого. Например, для погашения долга может быть проведена допэмиссия акций, которую выкупит РОЭ, доведя свою долю в предприятии до контрольной», – предполагает эксперт.