Продуктовый ретейл развивается в стране стремительными темпами. Федеральные торговые сети проводят свою экспансию в наиболее привлекательные с экономической точки зрения районы страны, региональные пытаются им противостоять. А управляют всем этим процессом менеджеры от ретейла – люди, имеющие за плечами годы управленческого опыта и стремящиеся постоянно повышать уровень своих знаний. Одним из таких руководителей является генеральный директор самарской продуктовой сети «Любимый магазин» Светлана Вагнер, которая рассказала о себе и своем видении специфики розничной торговли.
– Как вы начинали работать в торговом бизнесе?
– В торговле я уже 11 лет. Изначально занималась дистрибуцией в сфере бытовой химии и парфюмерно-косметической продукции в одной из оптовых компаний. Два года назад ее собственники приняли решение уйти в розницу и создать свою продуктовую сеть «Любимый магазин». С самого ее основания я являюсь генеральным директором.
– Женщин-руководителей в ретейле не так много. Как близкие относятся к вашей работе?
– Безусловно, у меня очень мощная поддержка со стороны близких – моего мужа и дочери. Считаю, что без понимания родных добиваться успеха в бизнесе очень сложно.
– Как вы предпочитаете отдыхать?
– На даче со своей семьей. А еще я люблю море. Больше всего нравится Индийский океан, потому что там вода теплая – 33 градуса. Когда устаешь от общения с людьми, от нагрузки, просто хочется уехать куда-то, полежать и послушать шум волн. Также мне очень нравится расположенный на берегу Балтийского моря город Светлогорск Калининградской области. Я туда езжу на учебу раз в месяц на три дня.
– Вы считаете постоянное обучение необходимым?
– Один из основных факторов моей личностной философии – необходимость постоянного обучения. Я окончила Самарскую государственную экономическую академию по специальности «Бухгалтерский учет и аудит в промышленности», Госуниверситет по специальности «Юриспруденция», Самарский институт делового образования. Кроме этого, получила степень МВА открытого университета Великобритании «Линк». Рынок развивается очень динамично, и поэтому нужно постоянно ему соответствовать. Если ты думаешь о том, что уже все сделал, и все знаешь, то ты умер. Человек постоянно открывает для себя что-то новое. Даже хорошо знакомый пройденный материал воспринимается по-другому, когда рассматриваешь его в иной жизненной ситуации.
– На ваш взгляд, руководитель – это призвание или умение?
– Если говорить в общем, то важным фактором в управлении людьми являются взаимоотношения с подчиненными, с контрагентами нашего бизнеса. С точки зрения развития личности, успешное руководство – это сочетание двух факторов. Первый – нужно много работать над собой, а второй – природные, генетические данные, которые заложены в нас. Нужно просто правильно их раскрыть. Но самое главное – нужно быть последовательным. Нельзя метаться. Если мы выбрали для себя определенную политику и формат, мы должны достигать в них совершенства.
– В каком формате работает возглавляемая вами сеть магазинов?
– Мы развиваемся в формате «у дома». Магазины находятся близко к покупателю. Площадь торговых залов наших объектов от 200 до 500 квадратных метров. На сегодня в сети 21 магазин и запускается еще один. Мы динамично развиваемся в Самаре и рассматриваем вопрос о начале работы в Новокуйбышевске. При этом я считаю, что в областном центре еще достаточно места, где можно развиваться. На мой взгляд, формат «у дома» в Самаре представлен недостаточно обширно. Сегодня мы пытаемся внедрить в этом небольшом формате элементы цивилизованной торговли.
– Как вы оцениваете уровень конкуренции в самарском продуктовом ретейле?
– Конкуренция ужесточается с каждым годом, поскольку приходят на рынок новые сетевые структуры. Сегодня, на мой взгляд, наибольшего внимания заслуживает Х5 Retail Group – владелец сети «Перекресток» и приходящий в Самару «Окей». Все они работают в форматах гипермаркета и супермаркета. Дело в том, что формат «у дома» является очень сложным для федеральных игроков рынка – он низкомаржинальный. Кроме того, здесь существует большое количество административных препонов, а также важно наладить управление людьми в разных торговых точках по всему городу. Местным ретейлерам намного проще решить все эти проблемы. Всегда удобнее и выгоднее открыть один гипермаркет и обслуживать там такое количество покупателей, как вся наша сеть в целом. Формат «у дома» в Самаре представлен дискаунтерами «Копейка» и «Магнит». Но своими конкурентами мы их не считаем, потому что их покупатель – это человек с доходами ниже среднего. Наш клиент имеет уровень доходов «средний» и «средний плюс». Дело в том, что цены на продукты питания в разных сетях не могут отличаться в разы – это не одежда и не бытовая техника. Мы рассчитываем, что при разнице в 1-2 рубля, но при хорошем сервисе покупатели отдадут предпочтение нам.
– Почему вы так считаете?
– Нашим конкурентным преимуществом является то, что мы предлагаем свежий продукт рядом с домом и уделяем очень большое внимание контролю качества, который начинается с отбора поставщиков товаров группы «фреш». В эту группу входит продукция собственного производства, молоко, колбасные изделия, овощи, фрукты, то есть все, что человек не будет покупать впрок. В цехах собственного производства готовится вся линейка кулинарии, салатов, вторых горячих блюд, выпечки. Эта продукция по «кустовому» методу распределяется между другими торговыми точками. Данное направление мы развиваем всего около года, и объем продаж постоянно растет. Другая особенность «Любимого» – внимание к работе с персоналом. В этом году у нас открывается учебный центр, где будут проводиться тренинги для наших сотрудников.
– Как вы оцениваете новый проект федерального закона «О торговле»?
– Я сторонник рыночной экономики и противник чрезмерного регулирования всяческими административными способами. Но сегодня необходимость такого закона созрела, потому что потребительский рынок требует какого-то вмешательства. Я поддерживаю предложенную федеральной антимонопольной службой (ФАС) норму, которая ограничивает присутствие федеральных ретейлеров на муниципальном уровне. Конкурентные условия необходимы для всех игроков на рынке, и любой предприниматель, если имеет амбиции и возможности, должен реализовать себя. Здесь нужно избегать двух крайностей – любых монополий коммерческих структур и тотального госрегулирования. Так как мы являемся соучредителями и членами «Союза независимых сетей России» (СНСР), мы активно обсуждали новый закон «О торговле» с представителями власти. Мы просили заменить разрешительный порядок организации торговой точки на уведомительный. Наши пожелания и требования были учтены. Это нововведение снимает административные препоны, которые обычно порождают коррупцию, ограничения конкуренции и предпринимательства.
– Существует мнение, что существенный вклад в инфляцию делают именно торговые сети, которые в сговоре устанавливают высокие цены на продукты питания. Настолько оно обоснованно?
– Это совершенно не так. Ретейл – это низкомаржинальный сегмент. Мы повышаем цены прямо пропорционально той стоимости, по которой нам отгружает свою продукцию поставщик-производитель. А он повышает цену из-за подорожания сырья. Ретейлер – последнее звено в продуктовой цепи предприятий. Никакого сетевого сговора и быть не может в природе, потому что все мы находимся в конкурентной среде. Сговор ретейлеров – это выдумка средств массовой информации.
– Как, на ваш взгляд, будет развиваться региональный ретейл в ближайшие 5-10 лет?
– Отрасль будет консолидироваться. Приходит все больше международных игроков. Региональным компаниям будет трудно выжить. Крупные ретейлеры все прочнее занимают лидирующие позиции. И новое законодательство, считаю, все же не ослабит их экспансию. Есть масса форм преодоления ограничений: это и дробление юридических лиц, и развитие под разными брендами. Именно для того чтобы выжить, региональные ретейлеры создали «Союз независимых сетей России». Выдержать конкуренцию нам поможет кооперативная платформа. Сегодня СНСР создал коммерческую структуру, которая уже занимается переговорами с федеральными поставщиками. Если у нас будут консолидированные закупки, то все остальное мы сделаем лучше, чем федеральные ретейлеры. Я имею в виду обслуживание, оснащение торговых залов и тому подобное. Конечно, процесс интеграции непрост, и возможно, он займет несколько лет. Такой опыт развития рынка есть и в Европе, и в США. И он показывает, что одиночных магазинов практически не остается, а те, которые выживут, будут объединены кооперативной платформой закупок.