Девять месяцев назад самарский отель «Ренессанс» международной гостиничной сети Marriott International возглавил новый генеральный менеджер. Голландец Майкл де Вильдт прибыл на берега Волги из... Москвы, где руководил отделом общественного питания столичного «Ренессанса». Самарский отель оказался уже 17 в его карьере. С Майклом де Вильдтом мы побеседовали о том, как простому повару стать топ-менеджером крупной международной компании, и о нынешнем положении на рынке гостиничных услуг.
– В Москве вы руководили отделом общественного питания «Ренессанс-Москва». Насколько сложно вам было перестроиться с управления отделом на управление целым отелем?
– Это было не трудно. Передо мной лишь поставлены совершенно другие задачи нежели при руководстве отделом. Дело в том, что у меня огромный опыт работы в сфере гостеприимства. Не только в отделе общественного питания. Так что назначение на должность генерального менеджера стало очередным шагом по карьерной лестнице. Это то, к чему я стремился последние 30 лет. Кроме того, отмечу, что отдел общественного питания в «Ренессансе» в Москве больше по численности, чем персонал всего отеля в Самаре.
– Принято считать, что в зарубежном гостиничном бизнесе будущий управленец должен пройти все стадии роста: начиная от работника кухни или прачечной. Вы ведь тоже проходили подобный путь?
– Да, начинал свою карьеру со скромной должности повара на кухне. Но с самого первого дня я хотел стать генеральным менеджером отеля уровня пяти звезд. То есть эта цель была в моей голове на протяжении всех этих 30 лет. Мне довелось поработать в 17 отелях девяти стран в самых в разных отделах: кухня, отдел общественного питания, отдел продаж и маркетинга, рестораны, бар. И накопив этот опыт, я сейчас использую это богатство в своей работе.
– Получается, что вы досконально знаете работу своих подчиненных.
– И иногда им это даже не нравится. (Смеется.) Но проработав в этой сфере столько лет, можно сказать, что становишься экспертом с сфере гостеприимства.
– Почему вас изначально привлек именно гостиничный бизнес?
– Мои родители владели рестораном. Поэтому когда я был маленький, меня нянчили буквально за барной стойкой. Так что в этих кругах я вращался с самого раннего детства и, можно сказать, вырос в сфере гостеприимства, которой и посвятил всю жизнь. Поэтому когда пришло время определяться, чем я буду заниматься по жизни, выбор был очевиден.
– Почему вы не продолжили родительский бизнес?
– Когда они уходили на пенсию, я был еще слишком мал, чтобы возглавить этот бизнес. Но меня вполне устраивает и то, чем я занимаюсь в настоящий момент.
– Насколько быстро вы адаптировались к жизни в Самаре? Все-таки это далеко не Москва и уж тем более не заграница.
– Очень быстро. Прожив несколько лет в Москве, мне это было сделать несложно. Естественно, Самаре не Москва, которая за последние пару лет действительно стала мировым городом. Самара же еще находится на пути к тому, чтобы стать городом мирового уровня, но пока еще не достигла его. Но я уверен, что взаимодействие самых различных факторов приведет к тому, что этот город будет становиться все лучше и лучше.
– Не скучно ли в Самаре после Москвы?
– Должен сказать, что инфраструктура в Самаре достаточно развитая. Здесь есть все, что мне необходимо и нравится. И если вдруг по каким-то причинам в Самаре не будет того, что я могу найти в Москве, можно просто сесть в самолет и очень быстро слетать в российскую столицу. Хочу отметить, что в вашем городе замечательные торговые центры с огромным выбором товаров.
– Как надолго вы собираетесь остаться в России?
– Я намерен работать в России еще достаточно долго. Несмотря на то, что нахожусь здесь уже много времени, по-прежнему каждый день узнаю что-то новое, например, в плане русского языка. Я с большим желанием изучаю язык и уровень общения у меня улучшается ежедневно. На самом деле я понимаю гораздо больше, чем люди от меня ожидают.
– Как отразился общий финансовый кризис на работе вашего отеля в частности и гостиничной сети Marriott International в целом?
– Безусловно, кризис повлиял и на рынок гостиничных услуг в Самаре. Все предприятия сокращают свои расходы. Прежде всего экономят на командировочных расходах. В результате поток наших клиентов уменьшается. По сравнению с прошлым годом показатели спроса на гостиничные услуги упали.
При этом отмечу, что международная управляющая компания Marriott International принимает всевозможные меры для того, чтобы отели во всем мире продолжали работать бесперебойно. Ведется усиленный поиск новых возможностей для установления и развития деловых отношений с новыми клиентами. Безусловно и самарский отель – не исключение. Мы сейчас стараемся пересмотреть все наши затраты. Например, экономим электроэнергию. В общем, тратим деньги уже не с такой легкостью, как делалось это ранее.
– Сокращать персонал не планируете?
– В данный момент мы не рассматриваем такой способ экономии как сокращение персонала. Хороший менеджер должен справиться с ситуацией так, чтобы сохранить для своих сотрудников все рабочие места.
– Один из генеральных менеджеров отеля в России сказал, что на отечественном рынке гостиничного бизнеса идет война, а за границей конкуренция такова, что компании дружат между собой. Приходится ли вам вести конкурентную «войну» на самарском рынке?
– Я не согласен с этим утверждением. На мой взгляд, конкуренция – это всегда явление здоровое, которое заставляет тебя быть лучше. Поэтому все, кто находится на рынке в условиях конкуренции, стараются повысить качество своих услуг, что обязательно идет на благо нашим клиентам. Естественно, мы боремся за свой бизнес. Но не воюем. Мы уважаем друг друга, знаем чужой продукт, сильные и слабые стороны наших конкурентов. Отмечу, что в Самаре рынок гостиничных услуг очень даже насыщен. Но всегда кто-то один должен быть лидером.
– И кто же сейчас лидер?
– Опираясь на информацию, которой мы обмениваемся с нашими конкурентами, я считаю, что это гостиница «Ренессанс».
– А вы посещаете другие отели в Самаре?
– Ежедневно.
– И каково ваше мнение в целом?
– На мой взгляд, для Самары сейчас достаточно предложения в сфере гостиничного бизнеса.
– То есть строить гостиницы в Самаре больше не надо?
– В данный момент я бы этого не рекомендовал.
– Почему, на ваш взгляд, в России отелями международных сетей руководят именно иностранцы? Это как-то связано с менталитетом русских или отсутствием местных управленческих кадров?
– Сейчас в гостиницах международного класса западных сетей появляются и русские генеральные менеджеры. То есть этих людей уже успели вырастить и выучить международные компании. Это не вопрос национальности. Главное, чтобы человек был высококвалифицированным профессионалом. Все в руках каждого отдельного индивидуума. Поэтому тем россиянам, которым эта сфера деятельности интересна, я рекомендую поработать за рубежом. Это будет огромный опыт, приобретя который, перед вами откроется гораздо больше перспектив и в своей стране. Если вы будете прилагать 120% усилий для развития своей карьеры, то, безусловно, достигнете желаемого.
– В Самаре ощущается нехватка кадров для гостиничного бизнеса начиная с обслуживающего персонала и заканчивая менеджерами?
– Не думаю, что существует огромный недостаток квалифицированного персонала в гостиничном бизнесе. Главным требованием, из-за которого возникают трудности при подборе кадров для международного гостиничного бизнеса, является знание иностранных языков. И если мы такого человека находим, а такие люди есть, то их мы обучаем и делаем из них экспертов в сфере гостеприимства. У нас в отеле есть тренинг-центр, где мы и проводим ежедневное обучение нашего персонала. Поэтому если у человека есть талант и стремление быть настоящим профессионалом в этой области, он добьется успеха и сделает себе карьеру.
Что касается менеджеров, то если я ищу человека, который уже имеет опыт руководства в каком-то из отделов в гостиничной сфере, как правило, такие люди владеют иностранным языком. Могу посоветовать всем, кто хочет работать в сфере гостеприимства: обязательно выучите второй язык. Это откроет перед вами еще более обширные возможности и обогатит ваш опыт. У нас, например, много сотрудников, которые владеют двумя, а нередко и большим количеством языков. Что безусловно помогает намного лучше понимать гостей. В нашем отеле люди говорят на английском, немецком, голландском, португальском, испанском, японском, итальянском и французском.
– Каковы, на ваш взгляд, ключевые факторы успеха гостиничного бизнеса в Самаре? Сильно ли они отличаются от мировых?
– Ключевые шаги к успеху в гостиничном бизнесе: найти правильный подход к клиенту, агрессивно продавать, предоставлять самый лучший уровень обслуживания за привлекательную для гостей цену среди всех отелей Самарской области. Так дела обстоят в этом бизнесе и во всем мире. Никакой местной специфики нет. Безусловно, рынки разные. Чем больше конкуренция, тем усерднее приходится работать. Если говорить о таких городах как Нью-Йорк, Лондон, Токио, то там у гостиницы «Ренессанс» порядка 30 конкурентов. Пусть в Самаре у нас не 30, а десять конкурентов, подход к обслуживанию гостей должен быть везде на самом высоком уровне.
– Каковы ваши планы на следующий год?
– В наших планах поддерживать свое положение лидера на местном рынке. Будем делать все возможное, чтобы избежать последствий общего финансового кризиса и не увольнять сотрудников, которых у нас сейчас порядка 150 человек и которые должны кормить свои семьи. Поэтому на руководстве «Ренессанс-Самара» лежит огромная ответственность, чтобы помочь отелю пережить кризис как можно мягче.