Как отразился финансовый кризис на рынке страхования? С какими проблемами пришлось столкнуться страховщикам, какие виды страхования признаны наиболее убыточными и что ждет страховщиков в дальнейшем? На эти и другие вопросы отвечает вице-президент компании «Росгосстрах» Владимир Нечепа.
– Владимир Григорьевич, если говорить о ситуации в целом, то как отразился мировой финансовый кризис на рынке страхования России и Самарской области?
– Мировой финансовый кризис, безусловно, не мог не оказать влияния на страховой рынок. Тем не менее, страховые компании он не затронул так серьезно, как другие сектора нашей экономики, например, банковский, строительный и ряд других направлений.
– Какие основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться участникам рынка страховых услуг в условиях кризиса, вы можете назвать?
– Каждая страховая компания переносит кризис по-своему. Выделить какие-то единые события сложно. В целом, серьезные потери из-за уменьшения сборов наблюдаются в компаниях, которые работали с крупными корпоративными клиентами и основу продаж которых составляли партнерские продажи через банки. Потери этих страховых компаний составляют 50-70% по отношению к 2008 году.
– Насколько тяжело представители рынка страхования переносят кризис? Аналитики предвещали массовый отсев малых, молодых и нестабильных страховых компаний в условиях кризиса. По вашим оценкам, сейчас можно говорить о том, что этот факт имеет место быть?
– Компаниям, безусловно, тяжело. Многие не видят смысла больше работать и уходят с рынка. Одни делают это цивилизованно и грамотно. Многие просто закрываются, не сообщив об этом своим клиентам. Отсюда возникают многочисленные проблемы с тем, что страхователи не могут найти своих страховщиков, не могут получить страховое возмещение. Такие случаи сегодня становятся распространенными.
– Какими ресурсами должны обладать компании, чтобы выжить в кризисные времена?
– Универсальных путей выхода из кризиса нет. Компании по-разному реагируют на трудности. Первое, что делают многие – пытаются оптимизировать численность персонала, затраты на аренду, останавливают проекты, сокращают инвестиции в развитие продаж. Многие страховые компании сворачивают региональные сети, закрывают филиалы и представительства, пытаясь таким образом найти выход из кризиса.
– Что предпринимает «Росгосстрах»?
– Мы не мыслим категориями выживания. Для нас кризис, наоборот, дает дополнительные возможности. Например, 2009 год для нас – это в первую очередь год развития. Мы не сворачиваем региональные сети, а напротив, идем по пути развития наших региональных страховых отделов. Для «Росгосстраха» кризис – это возможность укрепить позиции, региональную сеть. Более того, мы принимаем на работу штатных сотрудников. Например, в настоящее время мы реализуем большой проект по набору штатных страховых агентов-консультантов во всех регионах России. Большое количество рабочих мест мы намерены создать и в Самарской области.
– Отразился ли финансовый кризис на таких видах страхования, как ОСАГО, страхование кредитов, залогов при автокредитовании и ипотечном страховании? Какие из них сегодня наиболее убыточны?
– ОСАГО всегда было убыточным видом страхования, даже в «мирное» время. Портфель любой страховой компании, в котором доля ОСАГО составляет 60-65% процентов, гарантированно дает убыточный результат, который сложно перекрыть доходами от других видов страхования. У страховых компаний, имеющих сбалансированный портфель, таких проблем нет. Например, 30-35% приходится на долю ОСАГО, а остальное – добровольные виды страхования. В портфеле нашей компании ОСАГО составляет около 35%. Учитывая то, что с принятием закона об ОСАГО очень многие страховые компании России занимались преимущественно страхованием «автогражданки», их финансовые показатели существенно ухудшились. На основании анализа количественных показателей сборов по ОСАГО в январе, феврале и марте 2009 года абсолютно очевидно, что рынок ОСАГО не развивается, при этом убыточность этого вида страхования растет. Вряд ли стоит ждать изменения этой тенденции в 2009 году. Однако мы надеемся, что ситуация не будет такой сложной долгое время.
Уменьшение объемов произошло и по другим видам: страхование залогов при автокредитовании, ипотеке, залогов малого и среднего бизнеса при получении банковских кредитов. Объемы этих видов страхования, по понятным причинам, сократились очень существенно. Самые серьезные потери недобора страховых премий приходятся именно на ОСАГО, страхование автотранспорта, залогов при кредитах, страховании интересов юридических лиц при получении кредитов в банках.
– А как сказался кризис на традиционно слабых секторах страхования – медицинском страховании, страховании недвижимости и других?
– Что касается медицинского страхования, то прогнозы здесь разные. Некоторые аналитики в конце прошлого года отмечали, что объемы добровольного медицинского страхования (ДМС) могут сократиться чуть ли не на 100%. Основная причина в том, что многие крупные предприятия, оптимизируя свои расходы, сворачивают социальные программы – тратят намного меньше средств на социальную защиту своих сотрудников. Однако по итогам первого квартала 2009 года эти прогнозы не подтвердились. Несмотря на то, что на многих предприятиях объемы ДМС действительно сократились, пока это не стало тенденцией, которая могла бы привести к серьезным потерям. А что касается страхования недвижимости, то оно, наоборот, продолжает расти, хотя и не такими быстрыми темпами, как в прошлом году.
– Какова ваша точка зрения на дальнейшее развитие рынка страхования в условиях нестабильной экономики?
– Российский рынок страхования, существенно выросший за последние 5-6 лет (преимущественно на ОСАГО), в ближайшие два-три года будет переживать не лучшие времена. Как следствие – уход с рынка многих страховщиков, процессы слияний и поглощений. Некоторые из них идут уже сейчас. Думаю, что на страховом рынке останется порядка 200 нормальных компаний, которые будут серьезно заниматься не только ОСАГО, но и другими, классическими видами страхования. Единственное, что можно сказать точно – финансовый кризис внесет существенные коррективы в формирование страхового рынка нашей страны.