– Мы с братом росли в очень тяжелое время. Поэтому я хорошо знаю цену деньгам. Знаю, что такое экономия, счет денег.
– В нашей семье никогда не было скряг. У родителей в жизни было два особо острых периода, когда деньги были нужны, а их не хватало. Первый был связан с нашим рождением, второй наступил, когда отец боролся за выживание как артист. При всем этом отец всегда был очень щедрым человеком.
– Первые деньги я заработал, когда стал цирковым учеником. До этого все покупали родители. Кроме таких вещей, как, например, газированая вода из аппарата.
– Технология становления артиста в цирке выглядит следующим образом. Сначала человек становится учеником в определенном жанре. Его прикрепляют к мастерам, которые следят за ним. С этого момента, по правилам техники безопасности, ему разрешается заходить в манеж и выполнять трюки. С этого же времени начинается отсчет его стажа. До того, как официально стать артистом, нужно год или полтора отработать в статусе ученика. Этот период в цирке впервые оплачивается.
– Я помню, как в первый раз шел за зарплатой в кассу. Это было удивительное чувство. Как взрослый я называл свою фамилию, меня просили расписаться. Я спрашивал родителей, как мне лучше расписаться и получал свои деньги. Зарплата составляла несколько десятков рублей. В то время это были неплохие деньги.
– Советское время было для нашей семьи очень трудным периодом. Помню, как у нас, например, не было ни одного служащего для технической работы. В то время волонтеры работали на государственных ставках. И если им что-то не нравилось, они могли развернуться и уйти. Да еще сговориться и уйти все разом. Поэтому маме с папой приходилось самим ухаживать за животными, делать уборку и прочие работы.
– Во время перестройки мы создали свой кооператив. Поводом для этого было желание хоть как-то зарабатывать деньги, лучше жить. В то время ничего в нельзя было купить: очереди, жуткий дефицит. Мама всегда была прекрасным бухгалтером. Она предложила создать кооператив. Мы продавали в цирке различные товары: шарики на резиночках, клоунские носики. Также мы делали коммерческие репетиции. Когда зритель мог купить билет и посмотреть репетицию. Конечно, она была немного сформирована для зрителей: свои действия дрессировщик объявлял в микрофон.
– Я до сих пор живу по системе, что все наши заработки общие. Если мне нужно, я беру деньги, но в большей степени мы работаем на семью.
– Деньги у меня не задерживаются в кармане.
– Я не люблю скряжничество. Люблю, когда деньги тратятся на, то чтобы жить, а не существовать.
– Я думаю, что я крепко стою на ногах и уверенно себя чувствую, чтобы позволить себе немного себя побаловать. Мы с братом часто спорим по этому поводу. Когда он начинает строить из себя экономиста и говорит: «Зачем ты это купил?». А потом сам купит Бог знает что, через какое-то время забросит эту вещь и забудет о ней. В частности он выступает противником вложений в усовершенствование компьютера. Я увлекаюсь компьютерной техникой и знаю, что малейшее обновление пойдет на пользу, хотя, с точки зрения рациональности, оно, может быть, не нужно.
– Я не помню случаев, чтобы у нас с братом возникали крупные ссоры из-за денег. Такого никогда не было.
– Самые дорогие животные в нашем цирке – это белые животные. Белый лев стоит 50 тысяч евро, тигр 25 тысяч евро. У нас два льва и два тигра. Что касается простых животных – не альбиносов – то все зависит от ситуации. Иногда случается так, что люди продают животное дороже просто по тому, что видят, что нам очень нужно. А так, тигр стоит недорого: от трех до пяти тысяч долларов США или евро.
– Мы не пользуемся услугами страховых компаний, так же как и никто из артистов нашего цирка. Только когда едем за границу. Это менталитет российского общества. Люди просто не доверяют страховым компаниям. Я до сих пор не видел ни одного предложения со стороны страховых компаний, которое бы действительно гарантировало, что в случае наступления страхового случая нам помогут. На примере многих знакомых я вижу, что страховщики не любят выполнять свои обязательства. В то время как деньги брать любят. Страховая компания начинает выдумывать причины, чтобы не платить. А судиться и выпрашивать положенные тебе деньги, особенно когда это касается твоего здоровья, не совсем приятно.
– В России люди оценивают твое материальное благосостояние стоимостью вещей, которые тебя окружают. Как ни странно, заграницей этого нет. Например, принцесса Монако ездит на Volvo, в то время как вокруг, на уличных парковках, в ряд стоят Lamborghini Diablo, Вentley, Ferrari, Maybach. Я даже специально сфотографировал такую стоянку.
– Мое богатство – это моя собственная самоуверенность. Если я уверенно себя чувствую, то могу носить любую одежду. Поэтому стоимость окружающих меня вещей не сильно меня волнует. Тем не менее мы публичные люди, поэтому положение обязывает. Впрочем, я не увлекаюсь. У меня хорошая машина (Mitsubishi Pajero IV), но не шикарная, одеваюсь я хорошо, но не шикарно.
– Я сторонник вложений в творческие проекты. Так я приучен и всю жизнь так работал. Я знаю цену реальным деньгам. Сколько сделано – столько получено.
– Я являюсь клиентом Сбербанка и Банка Москвы. У меня кредитная карта Банка Москвы. Я завел ее совсем недавно.
– Пластиковую карту я считаю неудобной. Опять же ментальность нашей страны. Банк все время пытается начислить лишние проценты за пользование картой. Я вижу, что кормлю большое количество людей только потому, что ей пользуюсь. Получается, что если я покупаю, то плачу и если я продаю, то тоже плачу. Прежде чем зайти в магазин, я думаю: есть в нем система приема пластиковых карт или нет. Если я хочу положить деньги на счет, то ищу банкомат именно своего банка, то же самое, если я хочу проверить, сколько денег осталось на счете. Получая счета, я должен проверять и сводить дебет с кредитом: обманули меня или нет. Это мелочи, которые образуют большую суету вокруг денег. Гораздо проще, когда они лежат в твоем кармане.
– Однажды у меня украли пластиковую карту. Я думал, куда надо звонить, чтобы успеть до того, как мои деньги могут потратить. Потом банк еще и штраф с меня взял. За что, я так и не понял.
– У меня обычный кошелек. Брат, напротив, никогда не пользуется кошельком и носит деньги в кармане. Я считаю, что это неправильно. Тем не менее в последнее время я стал так же как он носить деньги в кармане.
– Я всегда оставляю мелочь в «МакДоналдсе» или супермаркете. Я вообще не люблю, чтобы мелочь была в кармане, всегда стараюсь выбирать крупные монеты. Я знаю, что копейка рубль бережет, и это золотое правило, но я им не пользуюсь.
– В ресторане я всегда оставляю приличные чаевые.
– Я ценю деньги, но не болен деньгами.
– Деньги это всего лишь разменная монета. Не стоит предавать значение самому факту денег, они ничего не стоят. Счастье не купишь за деньги.
– Некоторые говорят, что деньги это зло. Я считаю, что это неправильно. Человек совершает убийства, воровство, делает глупости не из-за денег, а из-за перспективы. Один шанс взять и получить неожиданную прибыль толкает людей на такие поступки.
– Я и брат – артисты цирка, которые считают свою работу очень низкооплачиваемой. Но тем не менее мы научились зарабатывать, причем только своим трудом. И каждый может это видеть.