Руководители Сбербанка РФ встретились со своими миноритарными акционерами Приволжского федерального округа в Самаре. Основные вопросы и просьбы миноритариев касались повышения прозрачности деятельности банка. Акционеры уверены, что раскрытие этой информации приведет к росту капитализации Сбербанка и увеличению доходности его акций. Эксперты считают, что это и аналогичные мероприятия Сбера, направлены на то, чтобы развеять образ консервативной структуры.
Доля миноритариев-акционеров – физических лиц – в структуре акционеров Сбербанка России составляет 6,24%, из них 260 тысяч человек проживают на территории Поволжского Федерального округа.
Как правило, российские банки не проводят работу с миноритариями, так как доля их вложений в уставный капитал незначительна: гражданин, владеющий даже одной акцией, считается миноритарным акционером. А ключевые решения принимаются основными владельцами банка.
Встреча руководства Сбербанка РФ с миноритариями в Приволжском Федеральном округе прошла в Самаре. Помимо Самарской области, в ней приняли участие еще восемь регионов. Инициатором встречи выступил комитет по взаимодействию с миноритарными акционерами Сбербанка.
«Мы провели встречу в преддверии общего собрания акционеров Сбербанка РФ, которая традиционно проходит в Москве, чтобы снять часть вопросов, которая там может быть задана, а также выслушать тех, кто не сможет приехать в Москву, например, пенсионеров. Сейчас мы ставим перед руководством ряд задач, чтобы посмотреть будут они решены или нет», – рассказал член комитета по взаимодействию с миноритарными акционерами Сбербанка России Андрей Навальный.
Основной акцент миноритарии сделали на необходимости повышения прозрачности деятельности банка. В частности, прозвучали просьбы раскрыть зарплаты топ-менеджмента банка, процедуру формирования бонусов к зарплатам, озвучивать предстоящие сделки с заинтересованностью, а также посвящать их в инвестиционные планы кредитного утверждения. Миноритариев также интересовали: высокая стоимость новой услуги Сбербанка Интернет-обслуживания (в банке объяснили, что услуга новая, сейчас проводятся ее пилотные испытания. В дальнейшем цена может быть пересмотрена), необходимость сделки с Opel (Сбербанку она интересна с точки зрения возможности оказать поддержку российскому автопрому), возможность проведения дополнительной эмиссии акций (в 2009–2010 году возможность дополнительно выпуска акций исключена).
Акционеры уверены, что раскрытие этой информации приведет к росту капитализации Сбербанка и росту доходности его акций. «Огромное количество людей, которые вложили деньги в так называемые народные IPO по прошествии двух лет так и не получили желаемого результата: дивидендов или роста курсовой стоимости этих акций. Причины разные, в частности, свою роль здесь сыграл международный финансовый кризис».
Состоявшуюся встречу, как и сам факт наличия в структуре банка такого органа, как комитет по взаимодействию с миноритарными акционерами, в кредитном учреждении назвали частью стратегии развития Сбербанка.
Эксперты, привлеченные Dengi63.ru к обсуждению этой темы считают, что Сбербанк сейчас прикладывает максимум усилий для того, чтобы развеять образ консервативной структуры. А диалог с миноритариями – часть плана по смене PR-стратегии.
По словам президента самарского Фонда социальных исследований Владимира Звоновского, в России Сбербанк имеет имидж консервативной структуры с низким уровнем профессионализма его сотрудников. Смена PR-стратегии на открытую позволит освежить образ банка и развеять образ консервативной структуры. Прозрачность нужна Сбербанку в первую очередь для выхода на зарубежные рынки с целью привлечения дополнительных ресурсов. «У Сбербанка сложная ситуация внутри страны. Он не является коммерческой структурой. Для того чтобы зарабатывать деньги банк должен выйти на зарубежные рынки, а для этого кредитная организация должна быть открытой. Плюс ко всему любая структура, которая намерена провести публичное заимствование – IPO – должна быть открытой по определению», – считает эксперт.
«Сегодня Сбербанк корректирует свою PR-стратегию в соответствии с мировыми требованиями и стандартами, и становится открытой для целевых аудиторий финансовой организацией, – говорит генеральный директор PR-агентства «Пратон» Татьяна Мокшина. – Проводить встречи с миноритарными акционерами – международная практика, потому как эффективный бизнес строится на эффективных коммуникациях с партнерами, собственниками, потребителями, властью. Это еще и результативный инструмент получения обратной связи: компания собирает информацию о своей деятельности и улучшает свою работу».