Список банков, которые смогут выдавать льготные кредиты на автомобили отечественной сборки может быть расширен. К Сбербанку, ВТБ и Россельхозбанку, которые кредитуют по этой программе в настоящее время, добавятся еще четыре. Этим шагом государство рассчитывает увеличить объемы продаж российских авто. Не смотря на то, что самарские банкиры отмечают высокий спрос на такого рода кредиты, темпы реализации программы остаются невысокими. Эксперты считают, что расширение списка банков-кредиторов сможет повысить уровень выдаваемых льготных кредитов не более чем на 20-25%.
О том, что список банков, которые смогут выдавать кредиты по программе льготного автокредитования, может быть расширен в ближайшее время, заявил координатор программы Минпромторга Александр Ким.
Напомним, что государственная программа субсидирования процентных ставок на покупку автомобилей отечественной сборки стартовала в апреле 2009 года. Согласно ее условиям, приобретая в 2009 году по трехлетнему кредитному договору автомобиль, заемщик получает помощь от государства, которое в течение трех лет будет рефинансировать ему 2/3 процентной ставки ЦБ от величины процентов по кредиту. В июле условия программы были скорректированы. Минимальная величина предоплаты, за приобретаемый автомобиль, снижена с 30% до 15% от его цены. Стоимость же самого автомобиля, который может быть приобретен по льготному кредиту, увеличена с 350 до 600 тысяч рублей. Эти поправки позволили расширить список возможных к покупке авто.
На ряду с этим был расширен и список банков, в которых можно получить льготный кредит. Возможность выдачи таких кредитов получили кредитные организации, собственный капитал которых по состоянию на 1 апреля 2009 года составлял не менее 70 миллиардов рублей. В настоящее время по льготной программе кредиты выдают только три банка: Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк. Согласно новому варианту программы, к ним могут добавиться еще четыре. В настоящее время скорректированным параметрам программы отвечают «Газпромбанк», Банк Москвы, «Юникредит банк» и «Альфа-банк».
Одна из основных причин внесения изменений в программы – создание условий для увеличения спроса на произведенные в России автомобили, что, по подсчетам ее разработчиков, позволит избежать простоя заводских мощностей и увеличить объемы продаж.
Самарские банкиры констатируют повышенный спрос на льготные автокредиты. Как сообщили в отделе общественных связей Поволжского банка Сбербанка России по состоянию на 29 июля 2009 года, в целом по Сбербанку России на автокредиты по государственной программе субсидирования процентных ставок на покупку автомобилей отечественной сборки было подано 29 тысяч 200 заявок на сумму 5,5 миллиарда рублей. Из них одобрено около 22 тысяч заявок на сумму 5,2 миллиарда рублей. Всего выдано 18 тысяч 200 кредитов на сумму 3,3 миллиарда рублей. В Поволжском банке Сбербанка России на 29 июля 2009 года на льготные автокредиты подано заявок шесть тысяч заявок на сумму 1,1 млрд рублей. Из них одобрено 4800 заявок на сумму 895 миллионов рублей. Выдано кредитов три тысячи 975 кредитов на сумму 700 миллионов рублей. Из выданных кредитов примерно треть приходится на покупку «Приоры».
«Объемы выдачи льготных автокредитов эксперты оценивают как невысокие. Начиная с апреля, по льготным кредитам продается по 5-5,5 тысячи машин в месяц. Это примерно 4-6% от ежемесячных объемов продаж автомобилей в стране. Такие результаты не отвечают ожиданиям государства. Предполагалось, что льготные продажи составят не менее 13 тысяч в месяц», – отмечает аналитик МА ABARUS Market Research Василий Пыжов. Низкие темпы реализации программы льготного кредитования подтверждают и в Минпромторге: до конца 2009 года может быть выдано около 100 тысяч льготных автокредитов против 150 тысяч запланированных при запуске программы.
Впрочем, несмотря на это, эксперты подчеркивают, что такая мера госрегулирования спроса на отечественные авто все же актуальна. «В сегменте автомобилестроения сформировался, по-видимому, кризис перепроизводства. С учетом закредитованности предприятий отрасли такая ситуация к середине текущего года привела к снижению объемов продаж в данной индустрии почти на 50%. Соответственно, эта ситуация, с учетом спада в доходах российского потребительского сектора, отразилась и на динамике спроса в области льготных займов на покупку автомобилей. С другой стороны, важно отметить, что доля кредитов, выданных по госпрограмме субсидирования ставок, от общего числа выданных автокредитов, по экспертным оценкам, уже превышает 10%. Подобная динамика свидетельствует об актуальности указанной меры госрегулирования, направленной, как представляется, на стабилизацию показателей активности в российской кредитной сфере, что является одним из важнейших элементов всей антикризисной политики, проводимой сейчас правительством РФ и Центробанком», – считает главный экономист УК «Финам Менеджмент»Александр Осин.
Расширение списка банков, участвующих в программе – дополнительный шаг ко всем прежним, принятым ранее, поскольку ожидаемых продаж не наметилось. Эта мера, по мнению Василия Пыжова, сможет увеличить уровень выдаваемых кредитов не более чем на 20-25%: 6-6,8 тысячи льготных машин в месяц. «Это связано с тем, что подавляющую часть льготных кредитов выдает Сбербанк (85%), он же и останется ведущей структурой и дальше, – поясняет эксперт. – На самом деле более стимулирующим шагом является июльское расширение моделей, подпадающих под льготную программу – до 50 моделей, включая традиционных лидеров продаж прошлых лет Ford Focus, Renault Logan и другие. Поэтому число продаваемых по льготным кредитам машин станет большим, где-то около 10 тысяч авто в месяц, но рост будет заметен, скорее всего, после августа. Однако, рассматриваемые нами дополнительные банки сыграют в этом росте не главную роль. Главное – возможность приобрести машину более высокого класса».