Бизнес Банкоматы обяжут быть честными

Банкоматы обяжут быть честными

Банки могут обязать раскрывать размер комиссии, взимаемый за снятие денег в банкоматах...

Банки могут обязать раскрывать размер комиссии, взимаемый за снятие денег в банкоматах.

На внесении таких поправок в закон «О банках и банковской деятельности» настаивают депутаты Госдумы. Согласно предложенным новшествам, банк должен изначально проинформировать клиента при снятии им денег в банкоматах о размере комиссионных процентов предупреждающей надписью на экране, а также отразить соответствующую строку в чеке банкомата после операции. Эксперты считают, что реализовать такое предложение на практике технически будет весьма проблематично: банкам будет проще вовсе отказаться от взимания процентов.

В настоящее время узнать информацию о взимаемой комиссии при снятии наличных денег через банкомат можно только после того, как операция уже завершена. Законопроект, инициированный депутатами Госдумы, призван исправить этот недочет. Согласно документу, банк независимо от принадлежности кредитной карты должен информировать клиента о комиссионных услугах банка заранее – на экране банкомата – и отразить взятую сумму процентов в квитанции по итогам операции. «В условиях финансового кризиса, особенно когда банки за последнее время подняли стоимость комиссии в два-три раза по сравнению с 2008 годом, сокрытие комиссии неприемлемо», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

К тому же обязанность показывать размер комиссии при снятии денег в банкоматах, по мнению законотворцев, будет в полной мере обеспечивать права клиентов коммерческих банков, пользующихся банкоматами.

В настоящее время этот законопроект уже внесен на рассмотрение в Госдуму. О том, будет ли он одобрен, пока сказать сложно.

Проблема с информированием владельцев пластиковых карт о размере комиссионных особенно актуальна для тех граждан, которые впервые столкнулись с пластиковыми картами и никогда до этого не получали зарплату через банкоматы. По словам самарца Николая Яковлева, трудности, связанные со снятием лишних средств с его карты, возникли сразу же, после того как он на новом месте работы получил карту Сбербанка и пришел снимать деньги через банкомат. «Я никогда до этого не сталкивался с таким видом получения денег, потому что зарплату мне всегда выдавали наличными. Я не знал, что владельцы карточек Сбербанка могут получить всю сумму без комиссии только в банкоматах Сбербанка. Так я несколько раз снимал деньги в других банкоматах, и с меня вычитали комиссионные. Прошло некоторое время до того момента, как я установил истинную причину недостатка денег на счете, – рассказал Dengi63.ru Николай. – Кроме того, некоторые карточки обслуживаются без комиссии сразу в нескольких банкоматах от разных банков. В этом случае информацию бывает трудно запомнить полностью. Для этого и нужны информирующие программы, предупреждающие о снятии комиссионных со счета».

26-летний житель области Алексей Жирнов испытывает проблемы со снятием наличных в банкоматах не только в родной губернии, но и в других регионах: «У меня обычная зарплатная карточка Сбербанка. А в Москве и Петербурге на каждом шагу банкоматы лишь коммерческих банков. Снимаешь деньги и не знаешь, какая будет сумма комиссии. В поездке это очень неудобно. Большинство банков используют систему Visa, ну неужели они никак не договорятся, что сложного?»

«Здесь нужно рассматривать два случая: снятие наличных в своих банкоматах и снятие наличных в банкоматах сторонних банков. В первом случае, опираясь на логику работы платежных систем, эквайеру (владельцу банкомата) запрещается брать дополнительную комиссию с держателя карты. Во втором случае комиссию за снятие наличных денежных средств в стороннем (чужом) банкомате взимает банк-эмитент, то есть банк, который выпустил карту для снятия наличных, и данная комиссия прописывается в тарифах на обслуживание карт, уже после банк-эмитент делится с эквайером в размере, строго определенном правилами МПС», – говорит главный специалист пресс-службы банка «ВТБ24» Вадим Маркарян.

«Банковские розничные услуги должны быть простыми и понятными для клиентов, это касается и ценообразования, прозрачность которого только повысит доверие населения к банкам. Клиент имеет право знать, за что и сколько он платит банку. Но, к сожалению, насколько нам известно, платформы платежных систем и банков технически пока не готовы к такого рода информированию. Поэтому в рамках законопроекта важно предусмотреть период для адаптации IT-систем к новым требованиям», – считает пресс-служба банка «Петрокоммерц».

Для того чтобы строка «комиссия, взимаемая с держателя карты» могла быть представлена на экране банкомата и на чеке, выдаваемом после снятия наличных средств, необходимо оснастить банкоматы новой функцией. Это, по мнению экспертов, представляется весьма проблематичным.

«В связи с тем, что логика работы платежных систем едина во всем мире (и едина система файлового обмена между банкоматами и эмитентами всего мира в рамках одной ПС), необходимо внесение изменений в логику работы платежных систем, чтобы поле «комиссия, взимаемая с держателя карты» могло быть передано от эмитента эквайеру», – поясняет Вадим Маркарян. В связи со спецификой работы банковских карт банк до момента получения финансовой информации по снятию наличных (которая может быть предоставлена в срок от 1 до 30 дней) не может прогнозировать, собственные ли средства снимает клиент или уже кредитные. Таким образом, ряд существующих комиссий (комиссия за снятие кредитных средств, к примеру) подтвергнутся модификации. Единственный возможный вариант реализации информирования клиентов о данной комиссии, по оценкам специалистов, таков: комиссия может быть показана клиенту в случае, если держатель карты снимает денежные средства в банкоматах своего банка. Но сложность и соответственно стоимость подобной доработки, скорее всего, приведет к тому, что банки либо откажутся от комиссии, соответственно увеличив иные платежи по карте для сохранения нормаприбыли, либо введут фиксированную комиссию.

«Оценить точно, какие именно затраты потребуются на дооснащение банкоматов, сейчас сложно. Это будет сравнимо с стоимостью сертификаций/внедрений дополнительных сервисов. Кроме того, это займет достаточно много времени», – отмечают в банке «Петрокоммерц».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«После боя курантов — поножовщина, затем — отравления салатами»: фельдшер скорой — о работе в праздники, зарплате и пациентах
Анонимное мнение
Мнение
«Избавьтесь от этих бездельников!» Журналист из Тольятти сравнил дороги автограда и Самары
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления