С прилавков самарских магазинов исчезает водка дешевле 89 рублей. Причина – вступивший в силу приказ Росалкогольрегулирования об установлении минимальной цены на «поллитра». Документ призван ограничить продажу контрафакта на первых порах, а впоследствии – и вовсе вывести его из реализации. Эксперты самарского рынка алкогольной продукции оценивают новшество положительно. По их мнению, это не только исключит главное преимущество контрафакта – низкую цену, но и сыграет положительную роль в борьбе с алкоголизацией населения, а также увеличит наполняемость областной казны.
С 1 января 2010 года по указанию Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирования) минимальная цена водки за бутылку 0,5 литра не должна быть менее 89 рублей. Для бутылок другого объема минимальную цену будут рассчитывать пропорционально ее емкости.
По оценкам аналитиков, в России на фоне снижающегося, в том числе из-за финансового кризиса, платежеспособного спроса объемы легального производства алкоголя сократились по итогам 2009 года на 7,3%, произошло увеличение доли теневого рынка. «По некоторым оценкам, доля контрафактной продукции в общем объеме потребления алкоголя достигает 50%», – отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
В Росалкогольрегулировании уверены, что введение минимальной цены на водку – 89 рублей – позволит россиянам делать осознанный выбор между нелегальной и легальной алкогольной продукцией.
Самарские эксперты разделяют это мнение. «Для теневых производителей фальсификата единственным конкурентным преимуществом была низкая цена. С 1 января те, кто не платит налоги и не платит за акцизы, лишены такого преимущества», – поясняет генеральный директор самарского комбината «Родник» Александр Милеев.
Заместитель председателя ассоциации производителей и поставщиков алкогольной продукции при торгово-промышленной палате Самарской области Валентин Астахов утверждает что установление минимальной цены на водку – прежде всего борьба с алкоголизмом, но никак не с производителем алкогольной продукции.
«В настоящее время в России насчитывается более 2,2 миллиона алкоголиков. По неофициальным данным, каждый 50-й житель нашей страны – алкоголик. В прошлом году на территории РФ было произведено более 240 миллионов декалитров алкоголя. При этом легальными предприятиями выпущено всего около 120 декалитров. Следовательно, треть из произведенного – контрафакт. Фальсификат – это не только уход от налогов. Чаще всего он является угрозой для здоровья», – говорит господин Астахов.
Как рассказала замначальника отдела надзора за питанием населения управления Роспотребнадзора по Самарской области Татьяна Курлина, по данным токсикологического мониторинга, в прошлом году в Самарской области зарегистрировано 685 случаев отравления алкоголем, от алкогольных суррогатов пострадали 1170 человек. Всего от токсического действия алкоголя в прошлом году умерли 170 человек.
По словам г-на Астахова, тот факт, что минимальная цена на водку с 40-50-60 рублей увеличена до 89 руб, может повлечь за собой и негативные последствия. Рынок потребления может перейти к слабоалкогольным напиткам, таким как вино и пиво, которое до сих пор не отнесено к категории алкогольных напитков. В этих категориях также достаточно контрафакта, который выявить достаточно легко. «Например, вино или портвейн поступает в продажу и выставлен на прилавки по цене 21-23 руб. за 0,75 литра. В то время как стоимость акцизы и НДС для него составляет около 30 рублей, прибавьте к этому к этому неучтенные материал, трудозатраты, транспортировку и так далее. Тут явно налицо контрафакт и фальсификация», – рассказывает Валентин Астахов.
Эксперты также отмечают, что кроме социальной в этом вопросе есть еще и экономическая составляющая – недополучение бюджетом области и страны существенных средств от налогов за акцизы.
Так, по данным Агентства по контролю за оборотом алкогольной продукции, 25 лет назад, когда в стране работало 150 предприятий, производящих алкоголь, доход от его продажи составлял 15-20%, в настоящее время его доходность составляет около 1%, в то время как выпускающих его предприятий в 10 раз больше. Естественно, что действуют серые схемы. «Устанавливая минимальную цену на крепкий алкоголь, при соблюдении этого правила мы можем быть уверены, что доходы идут не теневому рынку, а в областной бюджет», – говорит господин Астахов.
«Эта мера направлена на выведение всего алкогольного бизнеса из теневого оборота. Это предлагалось сделать еще пять лет назад, однако функции по регулированию рынка были разделены между разными ведомствами, сейчас, когда они отданы одной структуре – Росалкогольрегулированию, – вопрос решается оперативно. Я считаю, что 89 рублей – это действительно минимальная сумма, которая была рассчитана в 2009 году, сейчас я думаю, что можно было бы назначить минимальную цену и 100 рублей. Я думаю, что результат мы сможем ощутить к середине года, когда остатки будут распроданы», – подчеркивает Александр Милеев.
Впрочем, по оценкам экспертов, эффективность заданных мероприятий напрямую будет зависеть от работы правоохранительных органов и органов контроля. А также от реализации этой меры вкупе с другими мерами.
«Речь должна идти о комплексной реализации целого ряда обсуждавшихся в последние годы мер, таких как единая ставка, новые правила администрирования налога – единовременная выплата или предоставление банковских гарантий, регулирование оборота, ужесточение ответственности в отношении недобросовестных участников рынка и так далее, а не о введении отдельных норм. При условии эффективной реализации реформ они будут способствовать развитию индустрии. При этом, конечно, сокращение объемов теневого рынка будет приводить к усилению позиций легальных производителей, что позитивно отразится на объеме акцизных сборов», – говорит Максим Клягин.
Что касается возможных затруднений в реализации данной нормы, то, по словам эксперта, рост числа нелегальных продаж контрафактной продукции теоретически возможен. Однако стоит отметить, что за последние годы существенно изменилась структура розничного рынка (увеличение доли крупных и средних торговых предприятий, в том числе сетевых компаний), и среди каналов реализации водки (в том числе в силу существующих ограничений для торговых объектов по продаже крепкой алкогольной продукции) превалируют как раз крупные игроки рынка. «Поэтому соответствующие службы в целом в состоянии осуществлять оперативный контроль и пресекать подобные прецеденты, что позволит нивелировать возможный негативный эффект», – подытожил эксперт.
«Нашей организацией проводится мониторинг точек, торгующих алкоголем. Факты продажи запрещенной продукции, конечно же, есть, но со времени принятия приказа о повышении акциза они резко сократились», – отметил Валентин Астахов.