Бизнес Осторожно: комиссия!

Осторожно: комиссия!

Банкоматы будут предупреждать пользователей о размере комиссии, взимаемой за снятие денег. Соответствующие поправки в закон «О банках и банковской деятельности» уже одобрены Госдумой в первом чтении. Согласно им, банк должен изначально проинформировать кл

Банкоматы будут предупреждать пользователей о размере комиссии, взимаемой за снятие денег. Соответствующие поправки в закон «О банках и банковской деятельности» уже одобрены Госдумой в первом чтении. Согласно им, банк должен изначально проинформировать клиента о размере взимаемой комиссии надписью на экране банкомата, а также вывести ее на чек по завершении операции. Эксперты считают, что реализовать такое предложение на практике будет весьма полезно, однако технически проблематично и затратно.

В настоящее время узнать информацию о взимаемой комиссии при снятии наличных денег через банкомат можно только после того, как операция уже завершена. При этом необходимо либо сделать запрос выписки по счету, что является платной услугой (например, Сбербанке – 15 рублей), либо самостоятельно вычислять размер снятых комиссионных. По мнению депутатов российского парламента, сокрытие банком комиссии за снятие средств в банкомате неприемлемо и нарушает права клиентов кредитных учреждений.

Банк, независимо от принадлежности кредитной карты, должен информировать клиента о комиссионных услугах банка заранее: на экране банкомата, а также отразить взятую сумму процентов в квитанции по итогам операции. «В условиях финансового кризиса, особенно когда банки за последнее время подняли стоимость комиссии в два-три раза по сравнению с 2008 годом, сокрытие комиссии неприемлемо», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

«Я никогда не снимаю деньги с карты в «неродных» банкоматах. История, которая приключилась, стала уроком на всю жизнь, – рассказывает жительница области Наталья Юрьева. – Впервые получив карту «Сбербанка» с начисленной зарплатой я, не зная ничего о каких-либо комиссиях, зашла в первый же попавшийся по пути банкомат «Райффайзенбанка». Сняв пять тысяч рублей, я увидела, что остаток на счете слишком маленький. Позже, я поняла, что комиссия за проведение операции в чужом банке обошлась мне в сумму около 2000 рублей».

«Снимать деньги в банкоматах других банков рискованно – непонятно, сколько потеряешь, – рассказывает сотрудник одной самарских фирм Михаил Ефименко. – У меня карта «ВТБ24». Недавно я оплачивал крупную покупку в мебельном магазине. Необходимо было заплатить около 10 тысяч рублей. На кассе возникли проблемы – оборудование не принимало карту. Я готов был снять наличку, но банкомата «ВТБ24» в ТЦ не оказалось. Кассир предложила мне снять деньги в банкомате «Альфа-банка». На что я просто улыбнулся и отложил покупку».

«Я знаю, что карточки некоторых банков обслуживаются без комиссии сразу в нескольких банкоматах от разных банков. Но, как узнать это? Для этого и нужны информирующие программы, предупреждающие о снятии комиссионных со счета», – говорит горожанин Алексей Иванов.

По мнению законотворцев, обязанность показывать размер комиссии при снятии денег в банкоматах будет в полной мере обеспечивать права клиентов коммерческих банков, пользующихся банкоматами.

В настоящее время законопроект уже принят в первом чтении. В том, что он будет одобрен окончательно, у парламентариев сомнений нет.

Эксперты соглашаются – идея здравая и давно назревшая. Однако воплотить ее в жизнь может быть совсем не просто. Для того чтобы строка «комиссия, взимаемая с держателя карты» могла быть представлена на экране банкомата и на чеке, выдаваемом после снятия наличных средств, необходимо оснастить банкоматы новой функцией. Что, по мнению экспертов, представляется весьма проблематичным.

«Банковские розничные услуги должны быть простыми и понятными для клиентов, это касается и ценообразования, прозрачность которого только повысит доверие населения к банкам. Клиент имеет право знать, за что и сколько он платит банку. Но, к сожалению, насколько нам известно, платформы платежных систем и банков технически пока не готовы к такого рода информированию. Поэтому в рамках законопроекта важно предусмотреть период для адаптации IT-систем к новым требованиям», – рассказали в банке «Петрокоммерц».

«В связи с тем, что логика работы платежных систем едина во всем мире (и едина система файлового обмена между банкоматами и эмитентами всего мира в рамках одной ПС), необходимо внесение изменений в логику работы платежных систем, чтобы поле «комиссия, взимаемая с держателя карты» могло быть передано от эмитента (банка, который выпустил карту) эквайеру (владельцу банкомата)», – пояснил главный специалист пресс-службы банка «ВТБ24» Вадим Маркарян.

В связи со спецификой работы банковских карт банк до момента получения финансовой информации по снятию наличных (которая может быть предоставлена в срок от одного до 30 дней) не может прогнозировать, собственные ли средства снимает клиент или уже кредитные. Таким образом, ряд существующих комиссий (комиссия за снятие кредитных средств, к примеру) подвергнутся модификации.

Единственный возможный вариант реализации информирования клиентов о данной комиссии, по оценкам специалистов, таков: комиссия может быть показана клиенту в случае если держатель карты снимает денежные средства в банкоматах своего банка. Но сложность и, соответственно, стоимость подобной доработки, скорее всего, приведет к тому, что банки либо откажутся от комиссии, увеличив иные платежи по карте для сохранения нормоприбыли, либо введут фиксированную комиссию.

«Оценить точно, какие именно затраты потребуются на дооснащение банкоматов, сейчас сложно. Это будет сравнимо со стоимостью сертификаций/внедрений дополнительных сервисов. Кроме того, это займет достаточно много времени», – отмечают в банке «Петрокоммерц».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления