На прошлой неделе Самару посетила специальная комиссия, в которую вошли депутаты Госдумы. Московские гости проверяли законность установки существующих в городе тарифов на воду. Депутаты были направлены в город по распоряжению спикера госдумы Бориса Грызлова после того как председатель Самарской губдумы Виктор Сазонов озвучил информацию о том, что в Самаре завышены тарифы на водоснабжение и водоотведение.
Мэр Самары Виктор Тархов на специальной пресс-конференции прокомментировал рост стоимости услуг водоснабжения и водоотведения в Самаре.
– Действительно ли в Самаре завышены тарифы на водоснабжение и водоотведение, установленные на 2010 год?
– Все цифры, которыми мы оперируем, абсолютно законны, легитимны и находятся в пределах ограничений, которые установило правительство и РФ, и Самарской области.
В 2010 году мы полностью уложились в предельные индексы роста тарифов, которые были установлены правительством РФ.
При этом цифра, на которую увеличилась коммуналка, складывается из следующих показателей. Прирост тарифов, которые устанавливает муниципалитет: ТБО, водоотведение, водопотребление, стоимость ремонтных услуг, – составляет 40% от этой цифры. Остальные 60% – это рост цен естественных монополий. Эти цифры многим не нравятся, но они таковы и другими быть не могут. Отопление, горячее водоснабжение, электроснабжение регулирует УГРЭК Самарской области. Тарифы на газ устанавливаются в соответствии с постановлением правительства Самарской области. На 2010 год рост стоимости тарифов на газ, согласно предписанию руководства области, составил 124%. Мы полностью укладываемся в эти рамки.
– Как вы можете прокомментировать, насколько обоснованы заявления Виктора Сазонова о том, что в Самаре завышены тарифы на воду?
– Город лишь выполняет требования федерального законодательства. Так, существует ФЗ №185 «О ходе содействия реформированию ЖКХ», где четко прописано, что муниципалитеты должны уйти от перекрестного субсидирования. Долгое время в Самаре была возможность сдерживать рост тарифов для населения и бюджетных учреждений, возмещая затраты МП «Самараводоканал» за счет третьей группы потребителей – коммерческих предприятий. Однако по требованию федерального законодательства с 1 января 2011 года практика такого перекрестного субсидирования должна быть прекращена. Это одно из обязательных условий федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ при выделении средств на капитальный ремонт жилых домов и на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Выполняя требования федерального законодательства, мэрия постепенно, с 2007 года, принимает меры по уходу от перекрестного субсидирования. В связи с этим появилась необходимость выравнять тарифы среди всех групп потребителей. Это и обуславливает рост стоимости услуг водоснабжения и водоотведения для бюджетных потребителей и для населения
В частности, письмо об устранении перекрестного субсидирования поступило в администрацию от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области.
Заявления господина Сазонова свидетельствуют о том, что члены самарского реготделения партии «Единая Россия» фактически начали предварительную избирательную кампанию. Виктору Федоровичу я все сказал. Я считаю, что такую тактику нельзя считать добросовестной конкуренцией. Я считаю, что это не метод набора политических баллов и очков.
– На сколько в Самаре выросла стоимость водоснабжения и водоотведения по сравнению с другими городами ПФО?
– Относительно стоимости этого тарифа Самарская область занимает седьмое место в Приволжском федеральном округе (ПФО). У нас этот тариф ниже, чем в Нижнем Новгороде, Казани, Чебоксарах. Из 13 городов, входящих в ПФО, Самара находится в середине по стоимости этих услуг. Что касается конкретно Самарской области, то в Самаре стоимость этих услуг также не самая высокая. Наибольшие тарифы установлены в Тольятти, Отрадном. Самара находится на третьем месте.
– Как вы думаете после визита депутатов госдумы мэрии будут предъявлены какие-то претензии?
– Я думаю, что никаких нарушений выявлено не будет, о них не может идти речи. В частности, это касается и судебных исков.
– Сегодня многие жители недовольны деятельностью управляющих компаний, которые обслуживают их дома. Как вы считаете, для города это больная тема?
– Взаимоотношения с управляющими компаниями – тема очень сложная. Есть постановление правительства «О реформе жилищного коммунального хозяйства». Согласно ей, с 1 мая 2008 года проведены конкурсы по выбору управляющих компаний. С нашей стороны законодательство четко соблюдено. Действительно, есть УК, которые работают весьма неудачно. Но есть одно «но». Компании, которые работают в домах Самары, связаны с ними двухгодичным договором. Окончание этого срока исчисляется ноябрем 2010 года. Компании в курсе, что если с их стороны не будет результата и жители будут недовольны их работой, то договоры будут расторгнуты. Мэрия здесь не может оказать влияния. Для того чтобы избежать таких ситуаций в дальнейшем, на мой взгляд, здесь был бы уместен принцип «сита». Чтобы была возможность отсеивать недобросовестные и непорядочные компании до того как они будут выбраны жильцами.
– Кто-то занимается разработкой такого принципа?
– Сейчас уже явно видно, что на рынке услуг ЖКХ есть компании, которые крепко стоят на ногах, и есть те, кто решил потренироваться на этом рынке. Поэтому мы рассчитываем привлекать только успешные УК, расширяя им круг и сферу деятельности. Встречи с представителями УК проводятся еженедельно. Они предупреждены об этом.
Вместе с главами районов и ТОСами мы будем проводить разъяснительную работу с гражданами.
– Город часто упрекают в том, что УК бесконтрольны. Какие элементы контроля применительно к деятельности управляющих компаний существуют?
– Как я уже говорил, у компаний заключены договоры на оказание услуг на два года. В этом документе четко прописаны функции, которые компания должна исполнять по соглашению и по результатам конкурсов. Мэрия может расторгнуть договор с УК, но только в одном случае – если какой-то пункт категорически не выполняется. То есть для расторжения документа должны быть юридические основания. Если претензии носят характер полутонов, например, «работы выполнены не очень удачно» или «могли бы и лучше», то вина УК недоказуема.
Очень редко бывает, когда компания по собственной воле отказывается от деятельности, как, например, сейчас это происходит в Ленинском районе Самары. В таких случаях у города всегда есть замена.
Плюс мы контролируем расход компаниями средств жильцов. Например, в перечне услуг коммунального характера есть строка капитальный ремонт, за которую платит гражданин. Если при проверке расхода УК денежных средств выясняется, что на счете по строке «капитальный ремонт» накоплены средства, то становится ясно, что ремонт произведен не был. Сейчас все УК должны будут представить отчеты о проделанной работе и суммах средств накопленных на счетах для капитального ремонта.
Кроме того, в настоящее время правовой департамент подвел итоги работы по обращениям граждан, в которых они изложили претензии к УК. В настоящее время департаменту по управлению имуществом дано распоряжение передать всем районным администрациям полномочия по предъявлению претензий к УК. Именно администрации районов будут взыскивать с УК то, что ими не было выполнено.
– Возможен ли пересмотр тарифов в сторону понижения?
– На мой взгляд, путь к экономии денег – это установка приборов контроля и учета в квартире. В частности, если граждан не устраивает оплата по общим нормативам, то ни кто не мешает поставить счетчики и платить не по установленным нормативам, а непосредственно по расходу. Жители также могут создать ТСЖ.. Жители также могут предъявить претензии УК, обратившись в соответствующие инстанции.
Вопрос понижения нормативов теоретически можно рассмотреть, но все дело в тарифах и в учетной политике.