Городские власти собираются более чем в два раза увеличить налоговый коэффициент К2 для операторов самарского рынка наружной рекламы. По подсчетам чиновников, высокодоходный сегмент бизнеса в последние годы приносит копейки налоговых сборов в бюджет. Основная причина – присутствие в городе большого числа незаконно установленных рекламных конструкций, налоги за которые не уплачиваются. Сами же участники рынка считают, что решение об увеличении размера налога не должно приниматься в одностороннем порядке, для того чтобы исправить ситуацию, есть и другие меры.
Коэффициент базовой доходности К2 необходим для расчета единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Для каждого вида деятельности его значение разное. К2 устанавливается на уровне каждого города отдельно муниципальными властями.
В настоящее время мэрия Самары настаивает на увеличении К2 для предприятий, занимающихся рекламной деятельностью на территории Самары.
С 0,2 в настоящее время его предлагается поднять до 0,5. Изменения должны произойти с 2012 года.
По данным департамента строительства и архитектуры, на самарском рекламном рынке работают 40% московских компаний и 60% местных игроков.
Показатели К2 для предприятий рекламной отрасли по России:
• Самара 0,5;
• Казань 0,2;
• Новосибирск 0,2;
• Санкт-Петербург 0,25;
• Уфа 0,3;Саратов 0,13.
Как рассказал заместитель главы Самары, руководитель департамента экономического развития мэрии Александр Карпушкин, это необходимо для того, чтобы увеличить размер налоговых поступлений в городскую казну. По подсчетам экономического департамента мэрии число рекламных конструкций в городе неуклонно растет, а сумма налогов, подлежащих к уплате – снижается.
Напомним, что до 2007 года К2 для рекламщиков в Самаре был гораздо выше чем сейчас – от 1,0 до 0,8. «Однако участники рынка заявляли, что такой размер К2 непосильно велик для них. Многие компании уклонялись от уплаты ЕНВД», – рассказал заместитель руководителя департамента строительства и архитектуры Самары Андрей Спиридонов. По его словам в связи с этим ведущие операторы рынка заключили с мэрией соглашение, согласно которому К2 был снижен до 0,5-0,2. Мэрия рассчитывала, что поступления ЕНВД увеличатся за счет притока новых налогоплательщиков, которые выдут из тени. Но такие уступки не дали результата.
«Так, например, компания «Жанр» в 2006–2007 годах перечисляла в бюджет 6-7 млн рублей, а в 2010 году только 1 млн рублей, при этом департамент строительства и архитектуры выдал этой компании еще 48 разрешений на установку рекламных носителей», – отмечает Андрей Спиридонов. По его словам, в Самаре только два оператора показали рост отчисления налогов – «БиДжи» и «Звездный дождь».
По данным регионального УФНС, число организаций и ИП, работающих на рекламном рынке Самары, за трёхлетний период сократилось почти на 50% с 266 единиц в 2007 году до 124 в 2009 году. А сумма поступлений ЕНВД в городской бюджет от распространения и размещения рекламы снизилась с 49,6 млн рублей до 12,8 млн рублей – почти на 75%.
По словам Андрея Спиридонова, в настоящее время ситуация на рекламном рынке Самары оставляет желать лучшего. «В настоящее время в городе действуют правила по установке и эксплуатации рекламных конструкций, однако в Самаре многие из них не работают», – говорит он.
Например, законодательство устанавливает, что места для размещения рекламных конструкций в городе должны предоставляться участникам рекламного рынка на основании торгов. Однако ни одни торги в Самаре проведены не были. Бюджет как собственник участков, на которых размещаются рекламные конструкции ни каких доходов не получает. Для сравнения – в других крупных городах поступления от договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по результатам торгов составляет от 40 до 60 млн рублей.
Кроме того, большинство рекламных конструкций функционируют и размещены в городе незаконно, то есть документально не оформлены. Часть конструкций не соответствует градостроительным нормам и представляет опасность для горожан.
Согласно оперативным данным департамента строительства и архитектуры, в настоящее время в городе установлено 3560 отдельно стоящих рекламных конструкций.
Разрешение на размещение из них имеют только 1768. У 926 конструкций срок такого разрешения истек. 840 рекламных конструкций, по официальным данным, установлены незаконно. Однако по неофициальной информации незаконных конструкций в городе насчитывается более шести тысяч.
В департаменте строительства и архитектуры планируют ужесточить контроль за собираемостью ЕНВД. Кроме того планируют провести зонирование территорий размещения рекламы в городе. На наиболее емких участках – Московском шоссе и Ново-Садовой, где сконцентрировано 80% рекламных поверхностей увеличить коэффициент К2 до 1,0. А также ввести отдельную позицию К2 на крупные рекламные конструкции, которые размещаются на зданиях и сооружениях.
Участники рынка считают, безмолвное повышение мэрией коэффициентов даст противоположный результат. Проблема незаконных рекламных конструкций решена не будет, напротив увеличение налогов может спровоцировать «уход в тень» добросовестных плательщиков.
Директор РИХ «Абсолют» Михаил Расторгин: «Повышение коэффициентов для участников рекламного рынка, на мой взгляд, не приведет к положительному результату. Если администрация хочет увеличить собираемость налогов от размещения рекламы в городе, то необходимо не понимать коэффициенты в одностороннем порядке, устранить корень проблемы. То есть бороться с незаконно установленными щитами в городе (а их больше 50%), владельцы которых получают прибыль и не платят налоги.
Работа по выявлению таких щитов может проходить в несколько этапов. Например, объявить «Щитовую амнистию» по которой, например, к определенному числу в Самаре не должно быть неоформленных щитов, а конструкции тех компаний, которые не исполнят это поручение будут демонтированы. Во-вторых, провести мониторинг рынка: сколько щитов у какой компании, какие из них оформлены, какие нет. Все эти цифры у мэрии есть. Кроме того, необходимо выстроить конструктивный диалог между участниками рынка и мэрией – это может быть организация круглых столов или участие представителей рынка в заседаниях думы. Я уверен, что многие компании к такой беседе готовы».
Не стоит забывать, что экономика города находится в глубоком кризисе. Поэтому тяжело и тем, кто платит налоги, и тем, кто их не платит. Государство же продолжает увеличивать налоги. Яркий пример не сработавшего решения увеличение с января текущего года размера отчислений во внебюджетные фонды с 26 до 34%. Сейчас это решение собираются отменять, потому что нагрузка оказалась непосильной.
В этом случае может получиться точно так же – принятие одностороннего решения лишь увеличит налоговую нагрузку на тех немногочисленных налогоплательщиков, которые есть в городе. Не исключено, что многие на фоне повышения могут принять начать искать способы уклонения от обязательств, что только усугубит ситуацию.