Политические потрясения в странах Ближнего Востока и Северной Африки (MENA) и катастрофа в Японии оказывали заметное влияние на российский рынок в марте. Во-первых, сильно подорожала нефть, а во-вторых, инвесторам, традиционно работающим с активами MENA, пришлось искать новые объекты вложения средств. Оба обстоятельства благоприятны для России: она считается лучшей ставкой на рост цен на нефть и является одним из крупнейших развивающихся рынков. Приток денег в российские активы увеличился, способствуя повышению цен.
Японская трагедия породила опасения за будущее мировой экономики. Наблюдался некоторый приток средств в самые надежные активы, такие как казначейские облигации США, но ситуация в Японии быстро стабилизировалась, и этот процесс не стал масштабным. Между тем, мы не исключаем, что в ближайшие месяцы данный фактор продолжит усиливать волатильность.
Нестабильность мировых рынков в сочетании с хорошими условиями заимствования в России привели к снижению активности отечественных компаний на первичном долговом рынке.
Российский рынок с начала года вырос на 14%, что стало лучшим результатом среди развивающихся рынков, но Индекс РТС всё еще на 100 пунктов ниже своего справедливого значения, которое, согласно выведенной нами эмпирической формуле, равняется цене нефти, умноженной на 20. Быстрее других рос газовый сектор (акции Газпрома за месяц подорожали на 15%) и многомесячный аутсайдер – сектор сотовой связи. Опережающий рост российского рынка был обусловлен преимущественно внешними факторами, давшими основание Сергею Караганову, декану факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета Высшей школы экономики, говорить об “удачном” веке для России. Эскалация напряженности на Ближнем Востоке повышает привлекательность России как основного поставщика углеводородов за пределами этого региона, а японская трагедия, наносящая ущерб имиджу ядерной энергетики, усиливает интерес к газовой промышленности: если в мире будет строиться меньше АЭС, чем планируется сегодня, компенсировать выпадающие мощности будут в основном газовые энергоблоки.
Мы ожидаем, что дисконт российского рынка к развивающимся рынкам продолжит сокращаться: основу дисконта составляет недооценка нефтяного и газового секторов, а она будет неуклонно уменьшаться, поскольку именно эти отрасли извлекают наибольшую выгоду из событий в мире. С другой стороны, нужно иметь в виду, что приближается летнее затишье, а это, как правило, не лучшее время для российского рынка, и в мае инвесторы, вероятно, постараются зафиксировать прибыль.
Отметим два сектора с интересными инвестиционными возможностями.
Нефтегазовая промышленность. Мы по-прежнему считаем, что доля акций нефтегазовых компаний в инвестиционном портфеле должна превышать их вес в фондовых индексах: во-первых, нефтегазовой отрасли особенно выгодны события, происходящие сегодня в мире, во-вторых, именно ее недооценка составляют основу дисконта всего российского рынка. Наконец, чем дольше цена нефти будет держаться выше $100 за баррель, тем с большей вероятностью аналитики увеличат годовой прогноз цен на нефть, а значит, повысится консенсус/прогноз прибылей предприятий сектора.
Транспорт и инфраструктура. Во-первых, инфраструктурные сектора получат дополнительное финансирование благодаря притоку в Россию больших объемов капитала, а во-вторых, работающие в этих секторах компании всё еще недооценены по отношению к иностранным.