УВД Самары возбудило уголовное дело в отношении самарского юриста, которого подозревают в присвоении средств страховой компании и использовании поддельных документов. По версии следствия, от лица потерпевших в ДТП автовладельцев он подавал иски в суды к СК с требованием выплатить ущерб его клиентам, при этом сами потерпевшие о существовании этих исков и выплатах ничего не знали. По оценкам экспертов, ситуация с мошенничествами в автостраховании перешла на новый уровень – теперь злоумышленники используют не технические уловки, а недостатки судебной системы.
Правоохранительные органы ведут расследование уголовного дела, возбужденного в июне текущего года по заявлению компании «Росгосстрах» в отношении юриста из Самары.
Согласно фабуле дела, в 2009 году в пос. Красный Яр Самарской области произошло ДТП с участием двух автомобилей. В результате аварии оба транспортных средства получили незначительные повреждения.
Виновником ДТП был страхователь «Росгосстраха». Компания полностью выплатила страховое возмещение по полису ОСАГО потерпевшей стороне.
Однако в декабре 2010 года в мировой суд Самары с доверенностью от имени потерпевшего и иском обратился юрист Иванов В. И.
В заявлении он требовал, чтобы СК выплатила сумму в размере 26,6 тыс. рублей, которую потерпевшая – его клиент якобы недополучила в результате страховой выплаты. Суд полностью удовлетворил этот иск.
Впрочем, через некоторое время юрист также от имени потерпевшей подал еще один иск к СК, требуя выплатить уже 65 тыс. рублей за оплату его услуг, который суд также удовлетворил.
После этого служба безопасности СК провела внутреннее расследование и выяснила, что потерпевшая не имеет претензий к страховщику, никогда не заключала с юрфирмой и лично с юристом никаких договоров и не подписывала доверенностей на представление своих интересов в суде.
Страховщик обратился в правоохранительные органы. В результате проведенных мероприятий сотрудники УВД по Самаре установили, что все представленные юристом документы поддельные, а потерпевшая не получала денег, присужденных ей судом.
Кроме того выяснилось, что в течение года к этой же страховой компании юрист предъявил в суды Самары более 200 исков от потерпевших, о которых они могут не знать, – сообщает пресс-служба «Росгосстраха».
В настоящий момент ведется расследование, устанавливаются лица, причастные к данному преступлению.
«Ситуация с мошенничеством в автостраховании выходит на новый уровень, – говорит вице-президент, руководитель департамента экономической и информационной защиты бизнеса компании «Росгосстрах» Александр Мозалев. – Раньше мы боролись с криминальными проявлениями классического типа – «подставами» на дорогах, страхованием задним числом и т. д. Сегодня, к сожалению, преступники, пользуясь несовершенством судебной системы, а также отсутствием единой методики оценки ущерба, используют информацию о добросовестных страхователях, полученную незаконным путем, для того, чтобы похищать финансовые средства страховых компаний».
По словам экспертов, проблема мошенничества на рынке страхования актуальна не только для российского, но и зарубежного рынков с момента появления этого вида услуг.
По данным Российского союза автостраховщиков, размер убытков российских страховщиков от мошенничества в автостраховании в целом может составлять от восьми до 10 млрд рублей и даже больше.
«Во многих европейских странах вопрос с мошенничеством решается достаточно эффективно – единая база страхователей позволяет легко выявлять мошенников и предотвращать новые случаи. В России же страхователи спокойно переходят из компании в компанию, так как знают, что при отсутствии единой базы предоставленную ими информацию проверить не всегда просто», – рассказал директор по страхованию ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ» Михаил Ефимов.
«Тема страхового мошенничества стоит как никогда остро. Cегодня, к сожалению, мы часто сталкиваемся большим количеством случаев мошенничества, фактами скандальных судебных разбирательств. Введение ОСАГО и расширение сферы кредитования на покупку автомобилей с обязательным условием страхования по КАСКО привело к появлению принципиально новых схем обмана и активизировало деятельность организованных преступных групп по всей стране. Мошенничество стало более изощренным, если можно так сказать квалифицированным, завуалированным, с привлечением не только нескольких лиц, но и нескольких структур», – отмечают в пресс-службе компании «АльфаСтрахование».
Эксперты считают, что для разрешения подобных ситуаций необходима четкая координация взаимодействия страховых организаций и правоохранительных органов. В России страховщики не имеют доступа к базе ГИБДД по ДТП, хотя это значительно расширило бы их возможности по получению информации о ДТП и ускорило сам процесс получения информации. Например, во многих странах местная дорожная полиция пошла навстречу и открыла для страховых компаний доступ к подобным базам.
«Решение вопроса лежит в компетенции сразу нескольких «игроков»: законодательной власти, ответственной за создание юридического поля, исключающего возможности для мошенничества; правоохранительных и судебных органов, ответственных за эффективное и оперативное пресечение противоправных действий, а также страховых организаций, которые должны активно взаимодействовать с вышеупомянутыми структурами для совершенствования рынка страхования в России», – считает Михаил Ефимов.
«Если рассматривать данный вопрос в рамках страховой компании, то конечно же – это компетенция службы безопасности. Но работа идет не на достаточно высоком уровне. Прежде всего это связано с большими ограничениями как в нашем законодательстве, так и в правилах и условиях договоров страхования», – отметили в пресс-службе компании «АльфаСтрахование».