Негативные известия из Еврозоны вызывают опасения у руководства страны – они могут спровоцировать новый виток кризиса. Такое развитие событий в настоящее время руководство страны приняло за базовый сценарий и занялось разработкой мер для отражения удара. По оценкам экспертов, вероятность возникновения кризиса есть, но все, же маловероятна. В случае возникновения второй волны кризиса, россиянам не избежать роста кредитных ставок, цен на импортные продукты и обострения безработицы.
Вице-премьер РФ Алексей Кудрин констатировал, что вероятность возникновения второй волны кризиса выросла. Об этом он заявил, выступая на форуме в Петербурге. К числу причин такого поворота событий, по мнению вице-премьера, можно отнести низкие темпы роста экономики в США, а также то что «участники зоны евро не поддерживают одну из своих стран». Он также заявил о мерах подготовки к возможному кризису бюджетной и банковской системы.
По мнению аналитиков, риски возникновения кризиса есть, но они не велики.
«Вероятность возникновения второй волны кризиса существует, но она невелика. Для того чтобы текущая ситуация превратилась в полномасштабный кризис, нужен сильный негативный «сюрприз», например, банкротство очень крупного банка. Понимая однозначное решение властей не допускать новых банкротств, это маловероятно. На наш взгляд, риски возникновения глобальной рецессии сильно переоценены, хотя они, конечно, существуют. Одна из главных опасностей для России – это возможное снижение цен на нефть. Зависимость российской экономики от мировых цен на нефть за последнее десятилетие выросла в разы. Если в 2000 году дефицит бюджета, посчитанный без учета доходов от продажи нефти и газа, составлял 1% ВВП, то в 2009-2010 годах – уже 12% ВВП», – отмечает региональный управляющий ФГ БКС в ПФО Сергей Данилов.
Главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин разделяет мнение коллеги. Впрочем, по его словам, на данный момент значительно более высокие шансы у продолжения и активизации восстановления мировой экономики в ближайшие кварталы. «Во первых, глава российского Минфина заявил о повышении рисков кризиса относительно своего предыдущего прогноза, шансы реализации которого составляли низкие 25%. При этом говорилось о росте шансов, а не о положительной вероятности такого развития событий, – говорит господин Осин. – Подобные среднесрочные прогнозы делаются в основном на базе индикаторов рыночных ожиданий, динамики финансовых рынков и ставок. К примеру, свой индекс опережающих индикаторов Организация Экономического Сотрудничества и Развития (OECD) формирует на 3/4 в зависимости от данных индикаторов делового климата, рыночной статистики. На эту статистику напрямую воздействует, прежде всего, сложная политическая ситуация в мире и информационный фон в СМИ, как результат этой ситуации».
Эксперт также отмечает, что ряд политических сил в США и ЕС не заинтересован в активном и успешном восстановлении экономики, так как оно подчеркнет не свойственную для этих экономик важность роли государства и позволит получить их политическим оппонентам поддержку на предстоящих в ближайшие годы выборах.
В то же время, статистика инвестиционного спроса в развитых странах носила и носит, согласно последним данным, весьма негативный характер.
Ситуация на частном рынке труда США, судя по летним данным, сейчас не хуже чем в период бума. Вопреки негативной статистике индикаторов потребительского доверия в последние месяцы наблюдается ускорение индикаторов розничных продаж в ЕС и США. Риски для восстановления связаны именно с динамикой финансовых рынков и настроений инвесторов.
«Если «запустить» эту проблему, то ослабление экономического спроса и спад в экономике действительно произойдет. Поэтому, согласно итогам саммита «Большой семерки», в ближайшие несколько недель в рамках международной кооперации и на уровне отдельных стран будут приняты меры по стабилизации и улучшению ситуации в мировых финансах. Практика кризисных лет показывает, меры антикризисной политики, совместно проводимые регуляторами, являются действенными. Отсюда и весьма осторожный прогноз главы российского Минфина. Он скорее носит характер вербальной интервенции, направленной на поддержку усилий руководства развитых стран по стимулированию их экономик, которые будут проводиться в непростой политической обстановке», – считает Осин.
Впрочем, по словам некоторых экспертов, высказывания господина Кудрина – скорее не опасения, а констатация очевидных фактов. «Алексей Кудрин, на мой взгляд, сегодня является одним из самых компетентных финансистов, и говорит об этом потому, что владеет реальными экономическими показателями», – считает генерального директора ОАО «Промышленный синдикат» Евгения Киселева.
По оценкам экспертов, в случае возникновения второй волны кризиса, россиянам не избежать роста ставок по кредитам, удорожания импортных продуктов и обострения безработицы.
«Что это будет за кризис, и как он отразится на жизни простых граждан? Прежде всего, мы ожидаем существенное укрепление доллара США по отношению ко всем мировым валютам, что касается рубля, то здесь диапазон колебаний может быть достаточно широким: от 35 рублей за доллар до 45 и выше. Это приведет к удорожанию большинства импортных товаров, в первую очередь предметов первой необходимости. Выиграют те граждане и предприятия, доходы которых образуются в валюте. В условиях роста доллара, государство будет вынуждено сдерживать рублевую ликвидность, а значит кредиты станут дороже, а дорогие товары, в первую очередь недвижимость (в долларовом эквиваленте) дешевле В результате кризиса доверия, произойдет рост кредитных ставок, с учетом избытка ликвидности за ним последует резкое ускорение инфляции, вырастут ставки по кредитам, усилится безработица», – говорит Евгений Киселев.
«В случае возникновения новой волны глобального кризиса население почувствует на себе негативные перемены уже через несколько месяцев. В общих чертах схема негативного развития событий такова. Первый индикатор кризиса – фондовые рынки. Их резкий обвал, обусловленный неким мощным негативным событием, станет первым «звоночком». Инвесторы начнут массово выводить капитал из активов в РФ, котировки акций опустятся, капитализация крупнейших предприятий резко упадет, это вынудит их собственников отказываться от инвестиционных проектов, сокращать издержки, в том числе путем сокращения штата, урезания зарплат сотрудников. Спрос на сырье в мире снизится, цены на нефть – тоже. Образуется бюджетный дефицит. Правительство начнет девальвацию, чтобы поддержать на плаву производство в стране, как это было в 1998 году. Из-за этого начнет дорожать импорт, покупательская способность населения снизится. Из-за недопоступлений «нефтяных» денег начнется постепенное сворачивание социальных программ, замедлится рост социальных выплат», – говорит Сергей Данилов.