В сентябре 2012 года Yandex отметит 15-летие с момента официального запуска поисковой системы. Основатели компании, которые до сих пор ее возглавляют, изобрели технологию, обеспечивающую работу поисковой машины, и вывели компанию в лидеры рынка, хотя Yandex был не первой поисковой системой в России. Yandex сохранил лидерство даже после того, как на российский рынок вышел ведущий мировой игрок – Google. Со временем помимо общего поиска Yandex стал предлагать другие специализированные услуги и стал крупнейшей в России интернет-компанией по числу посетителей и объему выручки.
Мы начинаем освещение Yandex, определяя целевую цену его акций на уровне $38,50 и давая рекомендацию покупать. Компания уверенно лидирует на российском рынке интернет-поиска, который растет быстрее любого другого сегмента медиа-рынка, и мы полагаем, что Google не сможет потеснить ведущего российского поисковика. Сравнительно зрелая для интернет-индустрии модель монетизации обеспечивает Yandex быстрый рост прибыли и положительные свободные денежные потоки, при этом позволяя вкладывать крупные средства в развитие поисковой технологии.
Мы считаем, что потенциал роста может увеличиться, если компания представит планы расширения бизнеса за рубежом. Мы учли возможность повышения капиталовложений в 2011 году, о которой сообщила компания (вероятно, часть прироста обусловлена планируемым выходом за пределы России и СНГ), но не закладываем в модель дополнительные денежные потоки, которые могут в будущем принести эти инвестиции. Дело в том, что по-прежнему неясно, осуществит ли Yandex свои планы географической экспансии, и если да, то в каких именно странах. Если компания решит не выходить за пределы СНГ, это тоже будет благоприятно для ее оценки: в этом случае фактические капиталовложения, вероятно, окажутся меньше прогнозируемых, т.к. текущие дополнительные инвестиции в центры обработки данных будут перенаправлены на более полную реализацию потенциала роста в России и СНГ.
Еще один катализатор – возможность того, что российский рынок интернет-рекламы будет расти быстрее, чем мы сейчас полагаем.
Почти всю выручку Yandex получает от рекламы (97,5% в 2010 году). Около 90% рекламных доходов приносит размещение контекстной рекламы: в этом сегменте Yandex контролирует 76,6% рынка.
Поскольку контекстная реклама – весьма привлекательный носитель для малого и среднего бизнеса, мы полагаем, что дальнейшее развитие рынка и увеличение числа пользователей в регионах будет выгоднее для этого сегмента, чем для сегмента медийной рекламы. По данным Yandex, больше всего рекламодателей в контекстном сегменте находится в Москве и СанктПетербурге, однако доля регионального бизнеса в базе рекламодателей быстро растет. По оценкам компании, за 12 месяцев (с июня 2009 по июнь 2010 года) число региональных рекламодателей увеличилось на 83%, а их доля – с 25% до 30%.
Yandex публикует финансовую отчетность с 2008 года. Уже тогда его свободные денежные потоки были положительными, несмотря на значительные инвестиции в развитие поисковых технологий и другие проекты. В прошлом году свободные денежные потоки составили $124 млн. Бизнес Yandex быстро расширялся, но при этом компания получала чистую прибыль. В текущем году рост денежных потоков Yandex замедлился, но мы полагаем, что уже в 2012-м они значительно увеличатся: по нашим оценкам, свободные денежные потоки составят $244 млн, а к 2016 году достигнут $625 млн, а объем денежных средств на балансе составит $3,1 млрд.
Алексей ВЕРЕЩАГИН, директор Самарского филиала «Тройка Диалог»