Роспотребназдор готовится к масштабной проверке коллекторских агентств. В план проверок, который уже согласован с Генеральной прокуратурой России, вошли почти 200 коллекторских агентств из 47 субъектов страны. Специалисты Роспотребнадзора хотят выявить и подтвердить факты неправомерных действий, на которые чаще всего указывают россияне в жалобах, и по возможности прекратить деятельность этих участников рынка.
Ведомство Геннадия Онищенко составило список компаний, работа которых вызывает наибольшее количество жалоб со стороны россиян. Коллекторов, методы работы которых все чаше возмущают граждан, ждет плановая проверка Роспотребнадзора. Начало визитов специалистов контролирующего ведомства запланированы уже на начало 2012 года. Они коснутся всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, позиционирующих себя в качестве коллекторских агентств в Интернете.
Всего территориальными органами будет проверено 192 агентства в 47 субъектах страны.
Глав
ная цель грядущих проверок – выявление и подтверждение неправомерных действий в отношении должников. Не исключено и закрытие агентств, практикующих подобные меры взыскания.
Отметим, в 2011 году Роспотребнадзор неоднократно высказывал свое несогласие с действиями коллекторов, в частности, выступал против передачи банками персональных данных должников коллекторам.
Кроме того специалисты Роспотребнадзора отмечают, что характер поступающих обращений свидетельствует о постоянном расширении арсенала коллекторских приемов обработки проблемных должников, основу которых определяют в первую очередь различные формы унижения человеческого достоинства, угрозы и запугивание. Одновременно сборщики долгов тщательно готовят для своего бизнеса соответствующие кадры, обучая их созданию дискомфорта для должника и его «дожиманию».
Участник
«Проверка Роспотребнадзора может дать мощный информационный всплеск, который, с одной стороны, вынудит коллекторов вести себя более осторожно, а с другой, побудит граждан более активно жаловаться на нарушение коллекторами прав потребителей, – считает аналитик ИХ «Финам» Анатолий Вакуленко. – К сожалению, такая практика действительно очень распространена, особенно в регионах, где население, как правило, в гораздо меньшей степени информировано о своих правах. Вероятно, массового закрытия коллекторских агентств, нарушающих права потребителей, не произойдет, но нескольких коллекторов показательно накажут. Санкции могут варьироваться от штрафов до уголовного преследования в зависимости от конкретных нарушений, которые будут выявлены в том или ином агентстве».и рынка считают, что масштабные проверки вряд ли решат поставленные задачи.
«Такими мероприятиями Роспотребнадзор вряд ли достигнет поставленных целей. Непонятно, какими методами и по каким критериям будут проводиться эти проверки, – говорит директор ООО «Коллектор Крафт Компани» Олег Кулаев. В настоящее время ФЗ, регулирующий деятельность коллекторов, еще не принят. Коллекторы в своей работе руководствуются Гражданским кодексом и другими правовыми актами. Основная же масса жалоб в Роспотребнадзор поступает на грубость и неправовые методы, применяемые при взыскании долгов. Каким образом специалисты Роспотребнадзова намерены проверить то, как коллекторы выполняют свою работу, пока не до конца ясно, особенно учитывая внушительный список».
Эксперты считают, что первым шагом к цививизованому рынку в первую очередь станет принятие соответствующего закона.
Напомним, что закон ФЗ «О деятельности по взысканию просроченной задолженности», в настоящее время он находится на рассмотрении в Госдуме. В законе предлагается закрепить понятие «коллекторская деятельность», а также установить четкие рамки взаимодействия взыскателей и должников.
Так, коллектор не может отправить должнику уведомление, на внешней части конверта которого размещена информация о наличии у должника просроченной задолженности, вступать в сговор с должником и содействовать его уклонению от уплаты долга. При взаимодействии с должником коллектор не должен беспокоить должника или его представителя с 22:00 до 06:00, а также общаться с должником более трех раз в сутки или два раза и более раз в течение часа. Сам должник вправе потребовать от коллектора прекратить общаться с ним в любой форме, за исключением письменной. А также потребовать информацию о взыскателе.