Роспотребнадзор и Союз потребителей настаивают на отмене комиссий для граждан при оплате мобильной связи через терминал. Эти расходы должны брать на себя сами сотовые операторы. Закрепить такие новшества надзорное ведомство намерено законодательно. По оценкам экспертов, такие нововведения способны привести, во-первых, к удорожанию услуг сотовых операторов, а во-вторых, к снижению темпов роста рынка терминальных платежей. Впрочем, по их мнению, инициативы Роспотребнадзора вряд ли будут реализованы на практике.
Ведомство Геннадия Онищенко озаботилось проблемой высоких комиссий за мобильную связь при оплате в терминалах. Вместе с Союзом потребителей России Роспотребназор намерен создать документ, который на законодательном уровне возложит обязанность оплачивать эту комиссию на операторов сотовой связи.
По оценкам экспертов, внимание ведомства к этой теме привлек слишком большой размер комиссии, который взимается сегодня. С начала текущего года комиссии, взимаемые в терминалах моментальной оплаты, в среднем увеличились в два раза.
«Вряд ли сам факт наличия комиссий за перечисление мобильных платежей можно назвать проблемой, скорее, проблемой можно назвать их размер, который варьируется в очень широких пределах. При этом во многих местах, где у потребителя нет выбора, дойти до банкомата или салона сотовой связи, например в аэропортах, размер комиссии может достигать 10-15%. Вероятно, это и послужило причиной, что был поднят этот вопрос», – говорит аналитик Инвесткафе Илья Раченков.
Отметим, что в настоящее время операторы сотовой связи никак не влияют на размер комиссии, взимаемой платежными терминалами с абонентов. Ее устанавливают владельцы терминалов, и она регулируется рыночными механизмами.
Напомним, что увеличение стоимости платежей в терминалах моментальной оплаты произошло в текущем году в связи с изменениями, внесенными в законодательство. В частности, введением обязательного оснащения терминалов контрольно-кассовой техникой (ККТ), которое владельцы сетей должны были осуществить до 1 апреля 2011 года и соответственно понести затраты на эти мероприятия.
Председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким, считает, что инициатива по ограничению комиссии – правильная. «Как она отразится на рынке платежей – зависит от пути реализации. Если предложенным путем – за счет увеличения вознаграждения от сотовых операторов, то влияние на рынок будет позитивным», – отметил эксперт.
Впрочем, аналитики считают, что инициативы Роспотребнадзора вряд ли будут реализованы на практике, а если и будут, то приведут к удорожанию сотовой связи.
«Вряд ли удастся переложить эти издержки непосредственно на операторов сотовой связи, проведение транзакций – отдельный бизнес, который, по большому счету, не имеет отношения к деятельности провайдеров услуг сотовой связи. В противном случае, это, конечно, могло бы стать фактором роста стоимости услуг связи, то есть затраты все равно легли бы на конечного потребителя, что, очевидно, обесценивает смысл законопроекта», – комментирует аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева.
По мнению эксперта, если подобные поправки, действительно, будут приняты именно в таких формулировках (подобный сценарий опять же маловероятен), то основным следствием станет замедление развития небанковского процессинга и, в частности, сферы терминальных платежей, которые сегодня составляют его большую часть. «Издержки придется делить между собой провайдерам транзакций и владельцам терминальных сетей. Теоретически, преимущества может получить банковский процессинг – безналичный расчет и интернет-банкинг. Однако уровень его развития пока сравнительно невысок, поэтому в условиях низкого уровня развития безналичных платежей и дефицита традиционной финансовой инфраструктуры это может оказать существенное давление на динамику целого ряда секторов индустрии ИКТ», – отметила эксперт.
«Вряд ли это приведет к удорожанию сотовой связи, так как, во-первых, размеры суммы этих комиссий в сравнении с выручкой операторов связи не очень велики; во-вторых, сами абоненты предпочитают производить оплату в тех терминалах, где комиссия минимальна, либо вообще не взимается – то есть, данные расходы лежат на операторе связи; и, в-третьих, общая тенденция на рынке как раз обратная, мобильная связь постепенно дешевеет. Более вероятным следствием будет сокращение количества самих терминалов», – отметил Илья Раченков.
Отметим, что уже сегодня эксперты говорят о сокращении рынка платежных терминалов в связи с развитием альтернативных форм оплаты. «Терминальный рынок продолжает расти, но темпы роста действительно снижаются. Это связано как замедлением темпов роста сотовой связи, так и с развитием альтернативных, в том числе банковских, каналов», – говорит Бирис Ким.
«В текущей ситуации развитие различных форм оплаты услуг – связи, Интернет, ЖКХ – регулирует рынок, и с ростом альтернативных каналов приема платежей через банковские карты, сайт оператора, специальные мобильные приложения и прочие востребованность терминалов падает», – говорит специалист по связям с общественностью ОАО «МТС» макрорегион «Поволжье» Екатерина Карпова.
Отметим, что, согласно различным экспертным оценкам, объем российского небанковского процессинга составил по итогам прошлого года около 25-26 млрд долларов США (среднегодовые темпы роста в течение последних нескольких лет составляли около 40-50 млрд). Из них около 10-15% – транзакции в сети интернет. Доминируют же другие каналы платежей – преимущественно это терминалы моментальной оплаты. Этот сегмент составляет около 90% от общего объема рынка небанковского процессинга.
Фото: Фото с сайта help.siteberry.ru