Минфин России предлагает законодательно ограничить расчеты наличными в стране. В ведомстве считают, что все крупные покупки, а также выплата зарплаты должны совершаться только в безналичной форме. По мнению ведомства, это позволит сделать финансовые потоки более прозрачными, а также увеличить собираемость налогов. По мнению экспертов, хранить средства в наличной форме население страны подталкивают высокие экономические и геополитические риски. По их оценкам, реализация этой реформы возможна лишь в случае проведения параллельно с ней комплекса других мероприятий.
Министр финансов России Антон Силуанов предложил ввести законодательные ограничения на осуществление наличных денежных расчетов в РФ. По словам главы Минфина, доля наличных денег в нашей стране сейчас составляет 25% от общей денежной массы, что значительно превышает аналогичные показатели как в развивавшихся, так и в развитых странах. «Такой большой объем «живых денег» – одна из причин того, что теневой сектор экономики составляет порядка 30% ВВП РФ. Если бы все крупные покупки и все зарплаты в стране можно было бы перевести только на безналичную форму, то финансовые потоки стали более прозрачными. Кроме того, безналичная форма расчета увеличила бы объем собираемых налогов», – заявил он.
Стоит напомнить, что со схожими идеями в прошлом году выступали глава Сбербанка Герман Греф и представители министерства экономического развития РФ. Чиновники ведомства даже подготовили законопроект, устанавливающий лимит расчетов наличностью между гражданами и торговыми компаниями, но пока он застрял в Госдуме.
По мнению участников рынка, такие ограничения не являются новшеством для России. В РФ они вводились еще в 1992 году законом «О денежной системе Российской Федерации», согласно которому расчеты между юридическими и физлицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные правительством России, осуществляются только в безналичном порядке. Впрочем, этот документ впоследствии утратил свою силу.
По мнению экспертов, установление лимитов по расчетам наличными можно считать вынужденной мерой государства.
«При решении проблемы мирового долга, при резком увеличении объема наличных средств в обращении, при одновременном ужесточении бюджетных параметров возможно и уклонение от налогов, и социальные волнения, и активизация подделок денежных знаков, особенно мелких купюр. Государство на это реагирует, усиливает контроль. Проблема в том, что текущая ситуация в российской денежной системе формирует объективные предпосылки для такой ситуации.
В РФ ниже активность банковского кредитования, выше ставки, инфляция, норма чистой прибыли, выше стоимость банковских услуг, поэтому и объем денежной массы к ВВП ниже, чем в других странах, а доля наличных денег в обращении выше. У нас, наконец, выше экономические и геополитические риски, что отражается в стремлении населения хранить деньги в наличной форме. Данная реформа эквивалентна налогу на потребление, государству придется применять меры налоговой, административной, инвестиционной балансировки при ее применении в целях поддержки ВВП. На это потребуются дополнительные средства бюджета, что сопряжено с макроэкономическими рисками», – считает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
«На мой взгляд, такая инициатива давно должна была возникнуть у российских властей, однако сейчас простое ограничение обращения наличных денег не спасет ситуацию. В данном случае проблема гораздо глубже, а основных проблем две: во-первых, это отсутствие инфраструктуры, причем здесь влияет не только физическое отсутствие и высокая стоимость экваирингового оборудования, но и «серая бухгалтерия» многих торговых точек. Безналичный расчет снизит долю теневого заработка, а это невыгодно большинству владельцев торговых точек.
Во-вторых, это сознание людей, которые бояться использовать пластиковые карты ввиду отсутствия понимания принципов работы банковских карт. Большинство людей лишь снимают наличные деньги с карты, искренне веря в то, что так безопаснее, тем временем, по статистике, более 60% преступлений и мошеннических операций происходят именно в момент обналичивания денежных средств», – отмечает аналитик Инвесткафе Никита Игнатенко.
По оценкам аналитиков, проекты по развитию системы электронных карт и платежей в РФ нужно проводить в комплексе с налоговыми и административными мерами по снижению инфляции, такими как перемещение налогов с производства на потребление, госконтроль цен и тарифов монополий (в т.ч. финансовых), создание государственных посреднических оптовых структур и сокращение числа коммерческих посредников.
«Проект осуществляется в конкретных исторических условиях. В РФ ниже активность банковского кредитования, выше ставки, инфляция, норма чистой прибыли, выше стоимость банковских услуг, поэтому и объем денежной массы к ВВП ниже, чем в других странах, а доля наличных денег в обращении выше. У нас, наконец, выше экономические и геополитические риски. Необходима непосредственная работа с крупнейшими плательщиками бюджета в целях повышения их прозрачности, сокращения оттока инвестиций в оффшоры, увеличения крупнейшими компаниями объема внутренних вложений, а также инвестиционная поддержка модернизации в рамках частно-государственного партнерства.
В противном случае, при внедрении системы пластиковых расчетов, при ее административном «насаждении», прибыль банков возрастет, но некоторые сегменты экономики, напротив, прибыли недосчитаются», – отметил Александр Осин.