Повлияли ли события в Краснодарском крае, произошедшие этим летом, на предпочтения туристов? Почему российские туристы предпочитают путешествовать без страховки? Почему заграницей отдыхать дешевле, чем в России? На эти и другие вопросы в интервью Dengi63 в рубрике «Эксперт Клуб» ответил генеральный директор компании «Самарские путешествия» Дмитрий Воропаев.
– Дмитрий, какие в текущем году тенденции присутствуют в туристической отрасли? Какие виды отдыха выбирают самарцы?
– В этом году тенденции в выборе отдыха не изменились. Сейчас на фоне того, что в мире неспокойная обстановка, дорогой отдых в Турции, определенный процент туристов отдает предпочтение отдыху в России. Это курорты Краснодарского края, базы отдыха в Самаре, санатории и пансионаты как в нашей области, так и в других городах нашей страны. Активным направлением в этом году, на мой взгляд, является Абхазия. Она привлекает туристов в первую очередь своими достаточно демократичными ценами. Также это тот уголок, который в определенной мере соскучился по туристам. Уровень обслуживания в Абхазии довольно высокий – это и частные гостиницы и уже существующая инфраструктура.
– Вы отметили, что в мире сейчас неспокойная обстановка. Какие именно явления, на ваш взгляд, повлияли на смену предпочтений туристов?
– В первую очередь, это экономический кризис, это сложности, связанные с терактами в ряде стран, наводнениями, а также банкротства туристических компаний, которые произошли в начале этого года. Все это способствует тому, что все больше туристов отдают предпочтение отдыху в России. В родной стране туристы более мобильны – здесь не нужны загранпаспорта, можно в любой момент уехать. Это большой плюс.
– Как вы можете прокомментировать события, которые произошли недавно в Краснодарском крае? Они каким-то образом отразились на потоке туристов в эти направления?
– Оттока туристов по Краснодарскому краю мы не ощущаем. У крупных туроператоров, которые работают по России, возможно, есть процент отказа от туров в этом направлении, но он незначительный. Безусловно, это трагические события. Но мы видим, что такие происшествия случаются не только в Росси. Например, возьмите ситуацию с наводнением в Таиланде в прошлом году, цунами в Японии. Застраховаться от всех катаклизмов мы не сможем.
– Как вы оцениваете систему страхования туристов в России? Наверняка, отдыхавшие в Кранодарском крае люди застрахованы не были.
– Внутри нашей страны система страхования не развита. На теплоходах, в связи с требованиями действующего законодательства, мы обязаны страховать туристов. Конечно, сумма страховки там не большая, но, тем не менее, она есть. Страховка это дело добровольное, но обычно в России привыкли надеяться на авось.
– Вы уже озвучили, что начало текущего года ознаменовалось чередой банкротств участников туристического рынка. Обанкротились такие туроператоры как «Ланта Тур», «Международный клуб путешествий», «Идеальный мир». Известно, что после этих событий были внесены поправки в законодательство, которые предполагают увеличение финансовых гарантий и создание компенсационного фонда для участников рынка. Вступили ли эти изменения в силу, и как они повлияли на работу компаний?
– В настоящее время перечисленные вами изменения в законодательство по туроператорской деятельности вступили в силу. Эти изменения коснулись туроператоров работающих «на выезд» – то есть тех, кто отправляет туристов заграницу. С одной стороны, эти изменения созрели и были необходимы, с другой, я считаю, это не обезопасит наших туристов от дальнейших ситуаций с теми же банкротствами. Компенсационный фонд, который обязаны сейчас создавать компании, конечно, дает определенную стабильность и спокойствие туристам, которые находятся заграницей, а вот увеличение финансовых гарантий для участников рынка, хоть и соразмерно, но, тем не менее, не обеспечивает туристам полный возврат средств, затраченных на поездку. На деятельности участников рынка изменения в законодательстве не отразились. Рынок как работал, так и работает.
– После банкротства «Ланта-Тур» представители туристического рынка, в том числе и компании, работающие в Самарской области, написали открытое письмо в АТОР, в котором попросили применять меры к тем участникам рынка, которые демпингуют. Каково ваше отношение к демпингу в сфере туризма?
– В настоящее время складывается ситуация, что демпинг становится неотъемлемой частью туристического рынка. Конечно, туроператоры стараются не демпинговать и уже сейчас договариваются о том, чтобы объемы перевозок в ту или иную страну были адекватны тем объемам загрузки, которые могут обеспечить государство и уровень потребления граждан, но по ряду причин не всегда заявленный туроператорами объем может быть обеспечен, чтобы выполнить программу и не демпинговать. Кроме того, на сегодняшний день все крупные федеральные игроки приняли решение о сокращении комиссии, которую они платят турагентствам. Это антидемпинговое решение. Самая высокая комиссия сейчас составляет 12%. Как правило, большие скидки на туры предлагают мелкие компании, но небольшое агентство не может предложить большие скидки, так как 10% составляет комиссия, которую агентство получает от туроператора. Если вам дают скидку 10% (такую же как комиссия, а агентство должно еще получать прибыль), то здесь стоит задуматься. Каким будет результат от этих изменений, пока сказать сложно.
– Как простому обывателю распознать недобросовестного участника туристического рынка?
– Как правило, турист приходит не к конкретному туроператору, а к турагенту. Поэтому задача турагентства максимально грамотно предложить клиенту тот или иной продукт. Совет, который можно дать туристам, – прежде чем обратиться в ту или иную компанию, посмотрите какая у нее история, сколько лет она работает на рынке. Посмотреть историю туроператора можно в Инетрнете – всемирная паутина позволят сделать это в полном объеме. Плюс, так же можно прочитать отзывы как о компании, так и об отелях, которые она предлагает. Но здесь есть и свой минус. Отзывы, как правило, пишут те, кто остался не очень доволен своим отдыхом. Те, кто отдохнул хорошо, вновь обратятся в ту компанию, где им оказали услуги на должном уровне.
– Одно из направлений деятельности «Самарских путешествий» – круизы по Волге. Как много иногородних граждан выбирают эту услугу?
– По нашим оценкам, с каждым годом все больше и больше граждан из других регионов выбирают этот вид отдыха. Это не только жители городов, в которых нет больших рек, но и, например, туристы из Москвы и Санкт-Петербурга. Туристы выбирают отдых из Самары по той причине, что географическое положение нашего города позволяет сделать туристические маршруты менее длительными. Например, если круиз из Москвы до Астрахани и обратно занимает 21 день, то из Самары 7-8 дней. К сожалению, пока поток иностранных граждан, которые едут в область с целью туризма, не велик.
– Уже долгое время на уровне руководства города и области обсуждаются идеи развития Самарской области как туристической зоны. Как вы оцениваете перспективы внутреннего туризма в нашем регионе?
– В Самарской области большой потенциал – это река, горы, заповедник. Сейчас есть старая инфраструктура, но она совершенно не развивается. В Самаре нехватает хороших отелей, баз отдыха. Мы должны понимать, что туристы едут с разными целями: кто-то хочет получить комфортный отдых, кто-то, наоборот, едет, чтобы получить экстремальный отдых. Пока в Самарской области хорошо развит только экстремальный отдых.
– Как сейчас распределяется уровень конкуренции на туристическом рынке Самары?
– Каждая конкретная компания уже заняла свою нишу на туристическом рынке Самарской области, новые игроки на рынок практически не выходят, не считая федеральных туропрераторов. Поэтому конкуренция уже сложилась. Конкуренция должна присутствовать – это двигатель торговли и развития рынка. Но хочется, чтобы конкуренция была честной. Это касается как ценовой политики, так и уровня сервиса.
– Почему за рубежом в настоящее время отдыхать все же выгоднее. Например, зачастую отдохнуть в Турции дешевле, чем на турбазе в Самаре.
– К сожалению самарские турбазы действительно обходятся дороже, чем отдых в Турции. Туротрасль в Самаре находится в такой стадии, что не имеет льгот, это не дает возможности развиваться и двигаться вперед в плане снижения цен. Отдых зарубежом пока дешевле. Но есть и ряд факторов, которые останавливают туристов ехать зарубеж. Это языковой барьер, частично, боязнь перелетов, а также маленькие дети, с которыми проще отдыхать на турбазе. Отдых в России притягивает транспортной доступностью, тем, что можно быстро вернуться обратно, отсутствием языковых барьеров. Сейчас в России есть объекты, которые по сервису находятся на уровне зарубежных или даже лучше.
– Например?
– Санаторий «Янган-Тау» в Башкирии. Санаторий ни чем не уступает курортам Чехии. Хочу сказать, что российский туризм только развивается, и иногда возникают такие предложения, которые вам не предложат заграницей. Там все объекты уже отработаны с коммерческой точки зрения. А, например, те же Сокольи горы в Самарской области – тот объект туризма, который только осваивают.
– Сегодня многие турфирмы предлагают своим клиентам оформить тур в кредит через банки-партнеры. Как вы оцениваете эту услугу?
– Сегодня становится популярным оформление туров в кредит. Для определенной части населения это один из способов отправиться в отпуск. На 100% путевки ни один банк не кредитует. Кредитные структуры готовы оплатить 30-50% от стоимости тура. Такие кредиты выдаются на срок 6-10 месяцев. Услуга пользуется спросом. Мы привыкли покупать технику в кредит – это обыденно, почему нельзя отдыхать в кредит? Таким образом клиент может повысить качество своего отдыха, продлить его, превысить свои ожидания от поездки.
– В каких странах предпочитаете отдыхать лично вы?
– Так складывается, что в основном я отдыхаю в России. Так же предпочитаю путешествовать по Европе – это интересно. Но путешествуя по своей стране, мы открываем Россию с новой стороны. Сейчас все стремятся попасть в экзотические страны, а если спросить: «А вы видели ли вы Россию?», то 99% ответят, что нет. Мы не знаем своей страны, а, на самом деле, здесь есть что посмотреть. Россия интересная страна.
– Впереди зимний сезон. Какие у вас от него ожидания?
– Я думаю, спрос будет на традиционные направления как по загрантурам, так и по России – это горнолыжные курорты. Думаю, что предложения на зимние виды отдыха появятся на рынке уже в конце августа – в сентябре.