Самарские дороги – тема отдельная. Тем не менее представьте такую ситуацию: во время сильного ливня вы, проезжая обширную лужу, на скорости около 50 км/ч попали передним колесом в открытый канализационный люк, которого не было видно под водой. От сильного удара была повреждена подвеска, повело корпус – ремонт встанет в несколько десятков тысяч рублей. Из страховок у вас только ОСАГО. Можно ли как-то возместить ущерб, или все же придется оплачивать дорогостоящий ремонт самостоятельно? Ответы на эти вопросы и полезные советы дают эксперты Dengi63.ru.
Александр Слюсарев, председатель отделения «Комитет защиты прав автомобилистов» в Самарской области: «Подобные случаи распространены в Самарской области. В частности это касается не только открытых люков, но и ям на дорогах. Отмечу, что по ГОСТу все люки на дорогах должны быть закрыты, верх корпуса люка должен совпадать с уровнем полотна дороги, крышка люков должна плотно прилегать к опорной поверхности корпуса.
В сложившейся ситуации водителю необходимо остановиться, выставить аварийный знак, вызвать на место происшествия сотрудников ДПС, которые оформят ДТП. Затем необходимо обратиться в независимую оценочную компанию, которая оценит ущерб от ДТП. Когда на руках у пострадавшего будут документы, отражающие, что причиной ДТП стал открытый люк, и будет известна сумма ущерба, то ему необходимо выяснить, кто являлся собственником данного люка. После чего обратиться в эту организацию. Сначала советую сделать это в досудебном порядке с просьбой компенсировать ущерб. Если собственник отказывается от выплаты компенсации, то необходимо обратиться с иском в суд. Аналогичный алгоритм водителю необходимо использовать при ситуации с ямами. На моей памяти еще ни одна компания не отказалась от выплаты ущерба».
Юрий Подшивалов, ответственный секретарь комиссии по правовому регулированию закупок и противодействию коррупции Ассоциации юристов России: «Для взыскания ущерба необходимо обратиться в суд по месту нахождения ответчика, в чьи функции на момент совершения ДТП входила обязанность по содержанию дорожного покрытия, на чьем балансе находился колодец.
Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юрлица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с п. 3.1.1, 3.1.10 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 №221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2 см.
Также следует учесть п. 1.1.28 «Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-022001», утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999 №168, в соответствии с которым в функции организации водопроводно-коммунального хозяйства входят в том числе содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования, осмотр систем водоснабжения и канализации на предмет технического состояния колодцев, наличия и плотности прилегания крышек, целостности люков, крышек.
Для применения ответственности в виде взыскания убытков, предусмотренных ст. 15 и 1064 Гражданского кодекса РФ, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков».
Столкнулись с непонятным вопросом? Удачно выкрутились из сложной ситуации? Присылайте свои примеры «на миллион», и наши эксперты подробно разберут проблему, а возможно, вы и сами станете одним из экспертов.
Фото: Фото с сайта Boozman.livejournal.com